Золотая педагогика

Психологическая характеристика возрастных особенностей учащихся 7 классов

Учащихся 7 классов можно отнести к подростковому возрасту. «Этот возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания». Л.С. Выготский различал три точки созревания: органического, полового и социального. У человека в истории развития общества точки полового и социального созревания совпадали (обряд инициации), тогда как органическое созревание наступало через несколько лет. У современного ребенка линии развития разошлись: сначала наступает половое созревание, затем органическое, и затем социальное. Это расхождение обусловило возникновение подросткового возраста.

Л.С. Выготский пришел к выводу о том, что в подростковом возрасте структура возрастных потребностей и интересов определяется в основном социально-классовой принадлежностью подростка. Никогда влияние среды на развитие мышления не приобретает такого большого значения, как именно в переходном возрасте. Многочисленные исследования подтверждают историческую и социальную обусловленность развития личности и отсутствие стабильных границ подросткового возраста. Так, Э. Эриксон, считавший подростковый возраст самым важным и наиболее трудным периодом человеческой жизни, подчеркивал, что психологическая напряженность, которая сопутствует формированию целостности личности, зависит не только от физиологического созревания, личной биографии, но и от духовной атмосферы общества, в которой живет человек, от внутренней противоречивости общественной идеологии.

Выготский подробно рассматривал проблему интересов в переходном возрасте, называя ее «ключом ко всей проблеме психологического развития подростка». Он писал, что все психологические функции человека на каждой ступени развития действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые конкретными, отложившимися в личности стремлениями, интересами и влечениями. В подростковом возрасте имеет место период разрушения и отмирания старых интересов, и период созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы. Исследователь отмечает что, если в начале фаза развития интересов стоит под знаком романтических стремлений, то конец фазы знаменуется реалистическим и практическим выбором одного наиболее устойчивого интереса, большей частью непосредственно связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком.

В концепции Д.Б. Эльконина подростковый возраст как всякий новый период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит поворот от направленности на мир к направленности на самого себя. К концу младшего школьного возраста у ребенка возникают новые возможности, но он ещё не знает, что он собой представляет.

Центральное новообразование возраста - возникновение представлений о себе как «не о ребенке», когда подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремиться быть им.

Учебная деятельность для подростка отступает на задний план. Центр жизни переноситься из учебной деятельности, хотя она и остаётся преобладающей, в деятельность общения. В общении осуществляется отношение к человеку именно как к человеку. Как раз здесь происходит усвоение моральных норм, осваивается система моральных ценностей.

Таким образом, в подростковом возрасте интерес к изобразительной деятельности угасает.

Образование, педагогика, воспитание:

Формирование интереса у младшего школьников на интегрированных уроках изобразительного искусства
Использование различных видов работы на интегрированных уроков поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков. Это могут быть уроки изобразительного искусства с привлечением учебного материала смежных предметов а так же проведение, ...

История хоккея
История хоккея с шайбой является одной из самых оспариваемых среди всех видов спорта. Традиционно местом рождения хоккея считается Монреаль. Однако ещё на некоторых голландских картинах XVI века изображено множество людей, играющих на замёрзшем канале в похожую на хоккей игру. Но, несмотря на это, ...

Современные психологические подходы в исследовании ИС
Психологами давно отмечались индивидуальные особенности в способах осуществления познавательных процессов и поведенческих актов. Такие различия рассматриваются в качестве оснований для более или менее развернутых классификаций типов людей. Развивая представления И.П. Павлова о типах нервной системы ...

Навигация по сайту

© 2021 Copyright www.ecsir.ru