Золотая педагогика

Основные цели, принципы, направления и содержание организации взаимодействия социального педагога и семьи

Другое о педагогике » Специфика профессионального взаимодействия социального педагога с семьей » Основные цели, принципы, направления и содержание организации взаимодействия социального педагога и семьи

Страница 1

Профессия социального педагога представляет собой одну из разновидностей профессий, относящихся к сфере социальной работы. Под социальной работой понимается «область деятельности общества, связанная с созданием условий и оказанием помощи населению в целях максимально эффективного осуществления процесса производства и воспроизводства человека».

При определении сущности дефиниции социального педагога, взаимодействующего с семьёй, или семейного социального педагога, мы руководствовались понятиями «социальный педагог» и «специалист по социальной работе», разработанными авторским коллективом Уральского педагогического университета под руководством М.А. Галагузовой.

«Специалист по социальной работе - специалист, должностные обязанности которого состоят в выявлении на любом предприятии, в курируемом округе, семье отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной или иной помощи, охране нравственного, физического и психического развития, и осуществляется их патронаж. Устанавливает причины возникающих у них трудностей, конфликтных ситуаций по месту работы, учёбы, проживания и т.д., оказывает содействие в их разрешении и обеспечивает социальную защиту».

«Социальный педагог - специалист, организующий воспитательную работу с детьми в разных социокультурных средах; изучает психолого-педагогические особенности личности и окружающей её микросреды, выявляет интересы и потребности, отклонения в поведении, конфликтные ситуации и оказывает своевременную помощь и поддержку обучающимся и воспитанникам, выступает посредником между личностью и образовательным учреждением, семьёй, средой, органами власти; способствует реализации прав и свобод обучающихся, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны их жизни и здоровья, выполнению всеобуча, пропаганде здорового образа жизни; создаёт условия для развития таланта детей».

К профессиональной компетенции социального педагога любого профиля предъявляются высокие требования. Он должен действовать не только педагогически, но и владеть другими формами социальных действий, в зависимости от ситуаций. Наряду спедагогической, в научной литературе называют политическую, административную, медицинскую и экономическую компетенцию.

Как показывает анализ специальной литературы по проблеме, профессиональные действия социального педагога преследуют следующие цели: выявление проблем и их причин; профилактика возникновения проблем; борьба с трудностями - индивидуальными и социально обусловленными; участие в создании позитивных общественных условий; организация индивидуальной, материальной и институциональной помощи; исследование образовательных способностей и подготовка к принятию участия в общественной жизни и к правильному восприятию социальных прав; подготовка к общению, ориентации, ответственности, уважению себя и терпимости; развитие творчества и продуктивности.

Главная цель социального педагога в его профессиональной деятельности - защита социальных прав и интересов человека, личности, семьи.

Профессия социального педагога имеет целый ряд специализаций по профилю деятельности: социальный педагог-руководитель детских объединений и организаций, социальный педагог-эколог, социальный педагог-валеолог, социальный педагог-воспитатель, социальный педагог по работе с семьёй и др. Основанием специализации может быть отдельная категория населения (инвалиды, сироты, беженцы). Специализация связана также с местом его работы (различные типы учебных заведений, детский дом, больница, церковь, предприятие, микрорайон, исправительно-трудовые учреждения, центры досуга, социально-психологические службы).

В своей деятельности социальный педагог должен опираться на основные положения концептуальной платформы, разработанной специалистами Ассоциации социальных педагогов и социальных работников. Первое из них отражает превентивный, профилактический характер его деятельности, выраженный в формуле «Болезнь легче предотвратить» и нацеленный на выявление и устранение причин социальных проблем, а не их последствий.

Второе положение «От социальной помощи - к социальной защите, самозащите» означает установку на активизацию усилий самих клиентов (индивида, групп, общин), мобилизацию их потенциальных возможностей на решение собственных проблем.

Третье положение: главным, основным фокусом, приоритетной сферой социальной работы является семья, дом, община. Задача специалиста — содействовать оздоровлению отношений в семье и её микросоциуме по месту жительства.

Четвёртое положение: профессия социального педагога интересна, полиативна,онадолжнаопиратьсянамежведомственнуюсистемувзаимосвязанных служб, государственных учреждений, общественных организаций различного профиля, имеющих специфические возможности для комплексного решения проблем каждого человека, семьи и группы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Образование, педагогика, воспитание:

Основные нормативно-правовые акты по правам ребенка в Российском законодательстве
Конституция Российской Федерации и права ребенка Основным правовым актом в нашей стране является принятая 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации. В главе "Права человека" Конституции закреплены отвечающие духу и букве международных договоров и соглашений, заключенных Россие ...

Выявление уровня полоролевой социализации детей среднего дошкольного возраста
Проанализировав теоретическую литературу по проблеме полоролевой социализации детей среднего дошкольного возраста, мы разработали методику эксперимента, который включал в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Эксперимент проводился в период сентябрь - май 2009г. Исследование пр ...

Значение интереса к урокам физической культуре в повышении активности учащихся на уроке
Интересы учащихся к уроку физической культуры бывают разными. Это и стремление укрепить здоровье, сформировать осанку, это и желание развить двигательные и волевые качества. Интересы мальчиков и девочек различны: девочки чаще всего думают о красивой фигуре, гибкости, изяществе движений и походки, р ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru