Золотая педагогика

Основные цели, принципы, направления и содержание организации взаимодействия социального педагога и семьи

Другое о педагогике » Специфика профессионального взаимодействия социального педагога с семьей » Основные цели, принципы, направления и содержание организации взаимодействия социального педагога и семьи

Страница 4

Здесь уместно привести основу формулировки социальной деятельности, данную H.H. Ярошенко, а именно: « .социальная деятельность практически обеспечивает превращение культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия, а также технологично определяет социализирующие воспитательные процессы. На наш взгляд важно, что такое определение, имеющее явно педагогическое содержание, оставляет возможность для культурологического осмысления социальной деятельности».

Социально-культурная деятельность по своей сущности имеет еще один важный и особый контекст - анимационный по определению, придающий всей социально-культурной деятельности человекообразующую основу и реальную личностную и социальную ценность. Эта методологическая позиция нашла широкое отражение в работах Ю.А, Стрельцова, посвященных проблеме социокоммуникативного взаимодействия субъектов социально-культурного воспитания.

Поскольку любая деятельность осуществляется её субъектом, она включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат. Цель деятельности возникает у человека как образ предвидимого результата созидания.

Цель всей педагогической деятельности взрослых, как и социальной деятельности в целом, разрабатывается и формулируется на основе глубокого изучения тенденций общественного развития, предъявляющих комплекстребованийкчеловеку,сучётомегоприродныхи духовных возможностей.Структурнаяцельвоспитаниягуманной,демократической личности может быть рассмотрена как идеал, как общая стратегическая задача.

В качестве цели-идеала всегда будет сохранять своё значение и духовную ценность идея всестороннего развития всех сущностных сил человеческой личности, её возможно более полная физическая, интеллектуальная и духовно-нравственная самореализация. Цель - явление и категория, которые находятся в постоянном развитии.

Идеал и стратегические цели воспитания позволяют на более конкретном уровне развернуть тактические цели и задачи, представляющие собой систему конкретных направлений социально-педагогической деятельности. Назовём наиболее существенные из них; задачи умственного воспитания, эмоционального, нравственного, физического, трудового и политехнического, индивидуально-личностного, духовно-ценностного, гражданско-правового, экологического, культурологического воспитания.

Только социально здоровая, ориентированная на гуманистические ценности, семья может воспитать личность, всесторонне и гармонично развитую. Семья и дети неотделимы друг от друга, но в настоящее время они нуждаются в социальной поддержке и помощи.

Отсюда вытекают основные направления организации процесса профессиональной деятельности социального педагога по взаимодействию с семьёй. Важнейшим направлением из всего спектра направлений является работа с семьёй как институтом социального воспроизводства человека. Она включает в себя психолого-педагогическую диагностику проблем и трудностей конкретной семьи: семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом, многодетной, семьи, имеющей детей-инвалидов, неполной, студенческой, семьи беженцев, семьи, имеющей в своём составе лиц, для которых характерен криминогенный образ жизни и др. В эту работу также входит оказание помощи семье в установлении в ней нравственной атмосферы, взаимопонимания и сотрудничества, психолого-педагогическое просвещение родителей, становление их педагогического сознания, в конечном итоге -формирование семейной психолого-педагогической культуры.

Технология организации процесса взаимодействия социального педагога и семьи основывается на принципе первичности личности, семьи по отношению к любым общественным институтам. Специалист обеспечивает допустимое и целесообразное «вмешательство» в процесс семейного воспитания.

Социально-педагогическая помощь семье - это очень интенсивное адресное обслуживание и консультация семьи. Она используется там, где другие формы не дают эффективных результатов. При этом социальные педагоги идут в семью, конечно, с добровольного согласия клиентов, чтобы иметь возможность наблюдать жизнь семьи и участвовать по мере необходимости в её повседневной жизни. Свои наблюдения они обсуждают с членами семьи и совместно ищут возможности решения существующих проблем. Следует подчеркнуть, что эта работа, как форма взаимодействия, возможна только с согласия всех членов семьи и требует длительного времени, так как только в продолжительном общении, перетекающим во взаимодействие, могут возникать действительно доверительные отношения, что должно рассматриваться как предпосылка для дальнейшей помощи и продолжения действенного взаимодействия.

Вторым основным социальным институтом, играющим наряду с семьёй огромную роль в воспитании и адаптации личности в обществе, является школа. Она должна оказывать решающее влияние на жизненную ситуацию детей в период школьного возраста. С одной стороны, школа конфронтирует с семейными проблемами подростков, с другой - они могут возникать или усиливаться в школе. До сих пор существующая практика подхода к данным феноменам часто приводит к изоляции социально обездоленных детей и подростков. Однако как раз эти ученики очень чётко дают понять, где они ожидают и готовы принять помощь. Наблюдается такая тенденция, что школа воспринимается этими детьми как центральное жизненное пространство, где они проводят свои свободные часы, ибо дома их ожидает дискомфорт: либо пустая квартира, либо тяжёлая атмосфера семьи, переживающей кризис.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Образование, педагогика, воспитание:

Разновидности дидактических игр
Многие ученые пытались дать определение понятию «игра». Старое определение игры, как всякой деятельности ребенка, не преследующей получение результатов, рассматривает все эти виды детской деятельности эквивалентными друг другу. Открывает ли ребенок дверь, играет ли в лошадки, с точки зрения взросло ...

Разработка письменного инструктирования
Письменное инструктирование является одним из методических приемов проведения основной части урока производственного обучения в мастерской. Этот прием позволяет наладить самостоятельную работу учащихся по выполнению учебного задания. Нам известно четыре основных вида документации письменного инстру ...

Примеры игр со шнурками
Использование игры-шнуровки, для того чтобы в легкой, творческой, игровой форме дать малышу необходимый сензитивный опыт. Но на первый взгляд игрушка-шнуровка не выглядит достаточно яркой и привлекательной. Возникают сомнения, заинтересует ли она малыша? Как сделать так, чтобы ему понравилось новое ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru