Золотая педагогика

Основные цели, принципы, направления и содержание организации взаимодействия социального педагога и семьи

Другое о педагогике » Специфика профессионального взаимодействия социального педагога с семьей » Основные цели, принципы, направления и содержание организации взаимодействия социального педагога и семьи

Страница 4

Здесь уместно привести основу формулировки социальной деятельности, данную H.H. Ярошенко, а именно: « .социальная деятельность практически обеспечивает превращение культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия, а также технологично определяет социализирующие воспитательные процессы. На наш взгляд важно, что такое определение, имеющее явно педагогическое содержание, оставляет возможность для культурологического осмысления социальной деятельности».

Социально-культурная деятельность по своей сущности имеет еще один важный и особый контекст - анимационный по определению, придающий всей социально-культурной деятельности человекообразующую основу и реальную личностную и социальную ценность. Эта методологическая позиция нашла широкое отражение в работах Ю.А, Стрельцова, посвященных проблеме социокоммуникативного взаимодействия субъектов социально-культурного воспитания.

Поскольку любая деятельность осуществляется её субъектом, она включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат. Цель деятельности возникает у человека как образ предвидимого результата созидания.

Цель всей педагогической деятельности взрослых, как и социальной деятельности в целом, разрабатывается и формулируется на основе глубокого изучения тенденций общественного развития, предъявляющих комплекстребованийкчеловеку,сучётомегоприродныхи духовных возможностей.Структурнаяцельвоспитаниягуманной,демократической личности может быть рассмотрена как идеал, как общая стратегическая задача.

В качестве цели-идеала всегда будет сохранять своё значение и духовную ценность идея всестороннего развития всех сущностных сил человеческой личности, её возможно более полная физическая, интеллектуальная и духовно-нравственная самореализация. Цель - явление и категория, которые находятся в постоянном развитии.

Идеал и стратегические цели воспитания позволяют на более конкретном уровне развернуть тактические цели и задачи, представляющие собой систему конкретных направлений социально-педагогической деятельности. Назовём наиболее существенные из них; задачи умственного воспитания, эмоционального, нравственного, физического, трудового и политехнического, индивидуально-личностного, духовно-ценностного, гражданско-правового, экологического, культурологического воспитания.

Только социально здоровая, ориентированная на гуманистические ценности, семья может воспитать личность, всесторонне и гармонично развитую. Семья и дети неотделимы друг от друга, но в настоящее время они нуждаются в социальной поддержке и помощи.

Отсюда вытекают основные направления организации процесса профессиональной деятельности социального педагога по взаимодействию с семьёй. Важнейшим направлением из всего спектра направлений является работа с семьёй как институтом социального воспроизводства человека. Она включает в себя психолого-педагогическую диагностику проблем и трудностей конкретной семьи: семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом, многодетной, семьи, имеющей детей-инвалидов, неполной, студенческой, семьи беженцев, семьи, имеющей в своём составе лиц, для которых характерен криминогенный образ жизни и др. В эту работу также входит оказание помощи семье в установлении в ней нравственной атмосферы, взаимопонимания и сотрудничества, психолого-педагогическое просвещение родителей, становление их педагогического сознания, в конечном итоге -формирование семейной психолого-педагогической культуры.

Технология организации процесса взаимодействия социального педагога и семьи основывается на принципе первичности личности, семьи по отношению к любым общественным институтам. Специалист обеспечивает допустимое и целесообразное «вмешательство» в процесс семейного воспитания.

Социально-педагогическая помощь семье - это очень интенсивное адресное обслуживание и консультация семьи. Она используется там, где другие формы не дают эффективных результатов. При этом социальные педагоги идут в семью, конечно, с добровольного согласия клиентов, чтобы иметь возможность наблюдать жизнь семьи и участвовать по мере необходимости в её повседневной жизни. Свои наблюдения они обсуждают с членами семьи и совместно ищут возможности решения существующих проблем. Следует подчеркнуть, что эта работа, как форма взаимодействия, возможна только с согласия всех членов семьи и требует длительного времени, так как только в продолжительном общении, перетекающим во взаимодействие, могут возникать действительно доверительные отношения, что должно рассматриваться как предпосылка для дальнейшей помощи и продолжения действенного взаимодействия.

Вторым основным социальным институтом, играющим наряду с семьёй огромную роль в воспитании и адаптации личности в обществе, является школа. Она должна оказывать решающее влияние на жизненную ситуацию детей в период школьного возраста. С одной стороны, школа конфронтирует с семейными проблемами подростков, с другой - они могут возникать или усиливаться в школе. До сих пор существующая практика подхода к данным феноменам часто приводит к изоляции социально обездоленных детей и подростков. Однако как раз эти ученики очень чётко дают понять, где они ожидают и готовы принять помощь. Наблюдается такая тенденция, что школа воспринимается этими детьми как центральное жизненное пространство, где они проводят свои свободные часы, ибо дома их ожидает дискомфорт: либо пустая квартира, либо тяжёлая атмосфера семьи, переживающей кризис.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Образование, педагогика, воспитание:

Типы педагогических задач и их характеристика
По временному признаку принято различать три большие группы педагогических задач - стратегические, тактические и оперативные. Стратегические задачи - это своеобразные "сверхзадачи". Они определяют исходные цели и конечные результаты педагогической деятельности. В реальном педагогическом п ...

Закономерности, критерии и степени исправления осужденных
Понятия «исправление» и «перевоспитание» употребляются в трех аспектах: 1). для обозначения цели деятельности органов, исполняющих наказание, как юридическое воплощение психологического принципа исправимости личности; 2). для характеристики процесса изменения и перестройки личности осужденного; 3). ...

Применение дидактических игр на уроках математики во 2 классе
Учащихся вторых классов больше всего увлекает в игре её результат. У них проявляется тяга к играм на соревнование. В начале их увлекает желание одержать личную победу, стать победителем в соревновании между учениками в классе. Постепенно интересы ученика расширяются, он переживает не только свой ли ...

Навигация по сайту

© 2020 Copyright www.ecsir.ru