Золотая педагогика

Общая характеристика детей с ограниченными возможностями, обучающихся в специальной образовательной школе – интернат VIII вида

Другое о педагогике » Роль социального педагога в работе с детьми с ограниченными возможностями » Общая характеристика детей с ограниченными возможностями, обучающихся в специальной образовательной школе – интернат VIII вида

Страница 1

В словаре по социальной педагогике Л.В. Мардахаева, выделено понятие лицо с ограниченными возможностями – это лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.

В учебнике Н.М. Назаровой даётся традиционная классификация категорий лиц с ограниченными возможностями:

· Неслышащие (глухие);

· Слабослышащие;

· Незрячие;

· Слабовидящие;

· Дети с нарушениями речи;

· Умственно отсталые;

· Лица с задержкой психического развития;

· Лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

· Лица с нарушениями эмоционально – волевой сферы [20].

В специальной (коррекционной) образовательной школе – интернат VIII вида обучаются дети с нарушением умственного развития (умственно – отсталые дети). Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение высших психических функций – отражения и регуляции поведения и деятельности, вследствие органических повреждений головного мозга. Это выражается в нарушении познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления, речи, внимания), страдают эмоционально – волевая сфера и личность в целом.

Особенности ощущения и восприятия умственно - отсталых детей: существенную роль в познании ребёнком окружающего мира играют его ощущения и восприятие. Они создают конкретную базу для знакомства с тем, что находится вокруг него. Для умственно – отсталых учеников свойственна узость зрительного восприятия, которая уменьшает их возможности ознакомления с окружающим миром, а также отрицательно влияет на овладение чтением.

Недостаточная дифференцированность зрительного восприятия учащихся обнаруживается в неточном распознавании ими близких по спектру цветов и цветовых оттенков, присущих тем или иным объектам. Отмечается также снижение остроты зрения, что лишает образ объекта присущей ему специфичности.

Учащиеся недостаточно умеют приспосабливать своё зрительное восприятие к изменяющимся условиям. Если изображения предметов, с чётко выраженным верхом и низом, предъявляются перевёрнутыми на 180 градусов, то они воспринимаются детьми, как объекты, находящиеся в обычном положении. Эти нарушения отчётливо обнаруживаются во время школьного обучения – в процессе овладения грамотой, на уроках ручного и профессионального труда, рисования и физкультуры.

Одним из основных видов человеческого восприятия является осязание. При проведении эксперимента, относительно осязательного восприятия умственно – отсталых детей, были обнаружены пассивность и недостаточная целенаправленность осязательной деятельности школьников, импульсивность, поспешность, недостаточная сосредоточенность всей деятельности и, соответственно, большое количество ошибок при распознании объектов, причём дети не совершают дополнительных попыток проверить правильность своего решения.

Особенности памяти умственно – отсталых детей: обучение умственно – отсталых детей в большей мере опирается на процессы памяти, которые обеспечивают им приобретение новых сведений, дают возможность овладевать различными областями знаний. Память заключается в запечатлении, сохранении и последующем узнавании или воспроизведении того, что было у человека в прошлом опыте.

Страницы: 1 2 3 4

Образование, педагогика, воспитание:

Познавательная активность учащихся, как педагогическая категория
Познание изучается рядом научных дисциплин. Эталоны и нормы познания, их соответствие познаваемой реальности, достоверность и недостоверность познания, взаимоотношение познания и иных форм отношения человека к миру (религии, морали, искусства) изучаются в специальном разделе философии – теории позн ...

Информационные технологии на уроках окружающего мира
Информационные технологии эффективны лишь в сочетании с соответствующими педагогическими технологиями: если учитель мыслит прежними категориями, то использование технических средств не меняет сути образовательного процесса и традиционного репродуктивного метода подачи материала. Все определяется ли ...

Психолого-педагогическое обоснование использования наглядного метода обучения
Наглядность – это свойство, выражающее степень доступности и понятности психических образов объектов познания для познающего субъекта. В процессе создания образа восприятия объекта наряду с ощущением участвуют память и мышление. Образ воспринимаемого объекта является наглядным только тогда, когда ч ...

Навигация по сайту

© 2021 Copyright www.ecsir.ru