Не все виды наглядностей, применяемых иллюстраций имеют одинаковое значение для раскрытия изучаемых закономерностей. На процесс решения математической задачи существенное влияние оказывает схема и предметно-аналитическая картинка, в которой отражены количественные отношения искомого и данного.
Выделим методические функции наглядности:
а) познавательная: цель – формирование познавательного образа изучаемого объекта, предоставление учащимся кратчайшего и доступного пути осмысления изучаемого материала (монотонность функции, локальный экстремум связывают с углом наклона касательной и знаком производной);
б) функция управления деятельностью: участие в ориентировочных, контрольных и коммуникационных действиях. Ориентировочные – построение чертежа; контролирующие – обнаружение ошибок при сравнении выполненного учащимися чертежом с выполненным в учебнике; коммуникационные – на стадии исследования полученных результатов, когда ученик объясняет по построенной модели суть изучаемого явления или факта;
в) интерпретационные функции: рассмотрение каждой из возможных моделей фигуры (аналитической или геометрической), которой в определённых случаях может служить наглядностью (например, окружность можно задать с помощью пары (центр и радиус), уравнением осей координат, с помощью рисунка или чертежа и в задачах на построение наглядным будет первое, в описании геометрического места точек – второе, в геометрических задачах - третье);
г) эстетические функции наглядности и опосредованные методические функции: обеспечение целенаправленного внимания учащегося, запоминания при повторении учащимся учебного материала, использование прикладной направленности.
Методы работы с учебником математики:
чтению учебников математики надо специально учить; содержание и формы работы с учебником определяются возрастом учащихся, уровнем их математической подготовки и общего развития, содержание учебника, уже имеющимися умениями работы с математической книгой.
В 5-9 классах возможны такие виды работы:
1) чтение правил, определений, формулировок теорем после объяснения учителя;
2) чтение других текстов после их объяснения учителем;
3) разбор примеров учебника после их объяснения учителем;
4) чтение вслух учебника учителем с выделением главного и существенного;
5) чтение текста учащимися и разбивка его на смысловые абзацы;
6) чтение пункта учебника и ответы на вопросы учителя (или учебника);
7) чтение текста учебника, самостоятельное составление плана и ответ учащихся по составленному плану.
Необходимо обучать пользоваться не только текстом и иллюстрациями учебника, но и его оглавлением, записями и таблицами, помещёнными на форзацах, аннотацией, предложенным указателем.
Образование, педагогика, воспитание:
О содержании и форме богослужебных песнопений
В отборе канонических текстов для песнопений Всенощной и Литургии прослеживается ориентация на определённое содержание. Она позволяет выделить отдельные группы жанровых типов интонирования. Ведущее место среди них занимает славление. Славление есть высший, абсолютно бескорыстный вид молитвы, оно яв ...
Ценность младшего школьного возраста
Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий ...
Закономерности, критерии и степени исправления
осужденных
Понятия «исправление» и «перевоспитание» употребляются в трех аспектах: 1). для обозначения цели деятельности органов, исполняющих наказание, как юридическое воплощение психологического принципа исправимости личности; 2). для характеристики процесса изменения и перестройки личности осужденного; 3). ...