Золотая педагогика

Психологические и психофизиологические особенности младших школьников

Другое о педагогике » Младший школьный возраст как особый возраст в жизни ребенка » Психологические и психофизиологические особенности младших школьников

Тенденции развития психологических свойств такова: от большей слабости и инертности нервной системы в раннем возрасте к увеличению ее выносливости и подвижности по мере взросления. Это означает, что младшие школьники, особенно первоклассники, быстро достигают предела работоспособности, в очень малой степени обладают выносливостью к нервным нагрузкам, устойчивостью к различного рода помехам, очень возбудимы, впечатлительны, эмоциональны, с трудом переключаются с одной деятельности на другую, медлительны, плохо переносят ситуации, связанные с дефицитом времени. Все перечисленные особенности наиболее характерны для 7-8-летних детей. При этом встречаются дети, у которых возрастная слабость или инертность нервной системы сочетается с яркой индивидуальной выраженностью этих свойств. В этих случаях психологические проявления основных свойств нервной системы часто могут носить парадоксальный характер. Например, крайняя степень переутомления может выражаться в повышенной суетливости ребенка, хаотичной двигательной активности, нередки бурные эмоциональные реакции, плач и т.п. Встречаются также дети с противоположной внешней картиной поведения: ребенок спокойно-тихий, заторможенный, осторожный, послушный. Однако на уроках обнаруживается, что он не в состоянии длительно сконцентрировать внимание, выполнить задание, требующее повышенного умственного напряжения, сосредоточиться в условиях каких-либо помех.

Дети со слабым типом нервной системы требуют особого к ним отношения, особой организации их занятий, режима труда и отдыха. Для них целесообразно создавать более спокойные, щадящие условия, избегать непосильных нагрузок, давать возможность кратковременного отдыха во время выполнения длительных, напряженных заданий. Особая осторожность требуется при оценке их достижений: если они невысоки, то лучше похвалить такого ребенка за старание, приложенные усилия, внушить уверенность, что в следующий раз у него получится лучше, иными словами, учитывать впечатлительность ребенка, его ранимость, неуверенность в своих силах. Наиболее желательными формами опроса таких детей являются: возможность письменных ответов или ответов наедине с учителем для тех, кто боится отвечать перед всем классом, предоставление достаточного времени на обдумывание и подготовку ответа, избегание ситуаций неожиданных вопросов, требующих немедленных ответов.

Особую обеспокоенность должны вызывать индивидуальные психофизиологические особенности некоторых детей, которых по высокой степени возбудимости, крайней истощаемости нервной системы можно отнести к "группе риска". Для таких детей необходим медицинский контроль за состоянием их здоровья. Воспитателям следует обращать больше внимания на характер взаимоотношений между детьми, предотвращать возможность возникновения конфликтов между ними. Повышенная обидчивость, ранимость детей со слабой нервной системой может часто приводит к тому, что они становятся объектами нападок со стороны сверстников. Следует особо оберегать этих детей, не допуская у них возникновения невротических срывов. Лучше предложить детям спокойные занятия.

Для ребят, отличающихся крайней медлительностью, полезно организовывать специальные занятия и игры, развивающие скоростные двигательные и речевые навыки. Следует уделять особое внимание постепенности наращивания темпа занятий.

Выделенные психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста: высокий уровень возбуждения, истощаемость, утомляемость, инертность в ряде случаев сказываются и на результативности познавательных функций.

Следует отметить, что в младшем школьном возрасте природные психофизиологические особенности проявляются наиболее непосредственно, сказываясь как на поведении, так и на успешности обучения. У ребенка еще не выработаны механизмы приспособления к своим индивидуальным особенностям, не сформирован индивидуальный стиль деятельности. Поэтому одна из задач педагога - помочь ему преодолеть негативные проявления его нервного склада и использовать благоприятные возможности, которыми наделила его природа.

школьный возраст младший психический

Образование, педагогика, воспитание:

Особенности формирования экологических представлений у детей раннего возраста
Учитывая психологические особенности детей раннего возраста и то, что дети только начали посещать детский сад, основным содержанием первого года обучения должны быть наблюдения и практические действия с объектами природы совместно с педагогом. О чем должен помнить педагог.У детей раннего возраста н ...

Старший этап обучения
На старшем этапе обучения можно также воспользоваться приемами работы с аутентичным текстом, которые характерны начальному и среднему этапам. Но весьма важно учитывать особенности именно старшего этапа при подборе необходимых заданий и упражнений. Поскольку главной целью обучения является подготовк ...

Проблемы социализации детей в педагогике и психологии
Социальная психология понимает социализацию как процесс, обеспечивающий включение в ту или иную социальную группу или общность. Социализация представляет собой развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, в процессе которого он усваивает социальный опыт и ак ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru