Золотая педагогика

Психологические и психофизиологические особенности младших школьников

Другое о педагогике » Младший школьный возраст как особый возраст в жизни ребенка » Психологические и психофизиологические особенности младших школьников

Тенденции развития психологических свойств такова: от большей слабости и инертности нервной системы в раннем возрасте к увеличению ее выносливости и подвижности по мере взросления. Это означает, что младшие школьники, особенно первоклассники, быстро достигают предела работоспособности, в очень малой степени обладают выносливостью к нервным нагрузкам, устойчивостью к различного рода помехам, очень возбудимы, впечатлительны, эмоциональны, с трудом переключаются с одной деятельности на другую, медлительны, плохо переносят ситуации, связанные с дефицитом времени. Все перечисленные особенности наиболее характерны для 7-8-летних детей. При этом встречаются дети, у которых возрастная слабость или инертность нервной системы сочетается с яркой индивидуальной выраженностью этих свойств. В этих случаях психологические проявления основных свойств нервной системы часто могут носить парадоксальный характер. Например, крайняя степень переутомления может выражаться в повышенной суетливости ребенка, хаотичной двигательной активности, нередки бурные эмоциональные реакции, плач и т.п. Встречаются также дети с противоположной внешней картиной поведения: ребенок спокойно-тихий, заторможенный, осторожный, послушный. Однако на уроках обнаруживается, что он не в состоянии длительно сконцентрировать внимание, выполнить задание, требующее повышенного умственного напряжения, сосредоточиться в условиях каких-либо помех.

Дети со слабым типом нервной системы требуют особого к ним отношения, особой организации их занятий, режима труда и отдыха. Для них целесообразно создавать более спокойные, щадящие условия, избегать непосильных нагрузок, давать возможность кратковременного отдыха во время выполнения длительных, напряженных заданий. Особая осторожность требуется при оценке их достижений: если они невысоки, то лучше похвалить такого ребенка за старание, приложенные усилия, внушить уверенность, что в следующий раз у него получится лучше, иными словами, учитывать впечатлительность ребенка, его ранимость, неуверенность в своих силах. Наиболее желательными формами опроса таких детей являются: возможность письменных ответов или ответов наедине с учителем для тех, кто боится отвечать перед всем классом, предоставление достаточного времени на обдумывание и подготовку ответа, избегание ситуаций неожиданных вопросов, требующих немедленных ответов.

Особую обеспокоенность должны вызывать индивидуальные психофизиологические особенности некоторых детей, которых по высокой степени возбудимости, крайней истощаемости нервной системы можно отнести к "группе риска". Для таких детей необходим медицинский контроль за состоянием их здоровья. Воспитателям следует обращать больше внимания на характер взаимоотношений между детьми, предотвращать возможность возникновения конфликтов между ними. Повышенная обидчивость, ранимость детей со слабой нервной системой может часто приводит к тому, что они становятся объектами нападок со стороны сверстников. Следует особо оберегать этих детей, не допуская у них возникновения невротических срывов. Лучше предложить детям спокойные занятия.

Для ребят, отличающихся крайней медлительностью, полезно организовывать специальные занятия и игры, развивающие скоростные двигательные и речевые навыки. Следует уделять особое внимание постепенности наращивания темпа занятий.

Выделенные психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста: высокий уровень возбуждения, истощаемость, утомляемость, инертность в ряде случаев сказываются и на результативности познавательных функций.

Следует отметить, что в младшем школьном возрасте природные психофизиологические особенности проявляются наиболее непосредственно, сказываясь как на поведении, так и на успешности обучения. У ребенка еще не выработаны механизмы приспособления к своим индивидуальным особенностям, не сформирован индивидуальный стиль деятельности. Поэтому одна из задач педагога - помочь ему преодолеть негативные проявления его нервного склада и использовать благоприятные возможности, которыми наделила его природа.

школьный возраст младший психический

Образование, педагогика, воспитание:

Концепция обучения сельских школьников на основе интегративно-дифференцированного подхода
Актуальность разработанной концепции определяется рядом тенденций, выявленных на основании анализа исследований по проблемам обучения в сельских школах, результатов деятельности сельских школ в условиях современной социально-экономической ситуации, наблюдений практики обучения в них. Такими тенденц ...

Педагогика игры
Одна из главных сфер воспитания детей до школы — игра. Поэтому при разработке проблем общественного дошкольного воспитания, естественно, к ряду главных относятся воспитательные возможности игры. Учитывая эти возможности, следует рассматривать игру как форму воспитания, как средство для решения опре ...

Анализ результатов коррекции нарушений графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
После проведения коррекционной работы по устранению нарушений графомоторных навыков, нами была проведена повторная диагностика уровня сформированности графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. В исследовании принимали участие те же ученики второго класса с и ...

Навигация по сайту

© 2019 Copyright www.ecsir.ru