Золотая педагогика

Вхождение России в болонский процесс

Другое о педагогике » Педагогика высшей школы » Вхождение России в болонский процесс

Страница 4

Проблемы и задачи высшей школы России в связи с вхождением в Болонский процесс

Безусловно, существует много проблем с выполнением принципов Болонского процесса на российской почве, которые при неудачном стечении обстоятельств могут поставить под угрозу весь этот необходимый и жизнеспособный процесс. Рассмотрим подробно особенности реализации некоторых принципов в российских вузах.

1. Переход к двухуровневому высшему профессиональному образованию

Как известно, в ст. 6 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» законодательно закреплено наличие трех ступеней высшего профессионального образования: ВПО, подтвержденное присвоением квалификации (степени) «бакалавр»; квалификации «дипломированный специалист» и квалификации (степени) «магистр».

Практическая реализация этих образовательных программ в России осуществляется по разным схемам:

- независимые траектории обучения по подсистемам бакалавров и специалистов не имеют общих частей;

- совмещенные траектории обучения на первых курсах (с 1 по 2 или 3 курс) с последующим разведением потоков специалистов и бакалавров на старших, чему способствуют государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, введенные в 2000 году.

В настоящее время подготовка бакалавров и магистров предусмотрена во всех образовательных областях высшего профессионального образования, за исключением медицины, сервиса и информационной безопасности.

По инициативе Минобразования России в 1995-1996 годах Минтрудом России выпущены два письма о трудоустройстве бакалавров на должности, для которых предусмотрено высшее профессиональное образование. Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996г. № 125-ФЗ эта возможность предусмотрена ст. 6. В 2002 году принято постановление Минтруда России, касающееся приема на работу бакалавров и магистров на общеотраслевые должности. Однако инициативное обращение Минобразования России к министерствам и ведомствам о подготовке постановлений по трудоустройству бакалавров в соответствующих отраслях пока не встретили должной поддержки.

Необходимо отметить, что, несмотря на сложности практического признания степени «бакалавр» рынком труда, которое выражается, прежде всего, в отсутствии соответствующих тарифно-квалификационных характеристик, количество выпускаемых бакалавров постоянно растет. Если в 1996 году выпуск бакалавров составил 15,1 тыс. человек по всем формам обучения (в том числе 12,6 тыс. очная форма), то в 2003 году он увеличился до 51,6 тыс. человек (44,7 тыс. очная форма). Растет и число выпускников, получивших диплом магистра. В 1996 году их число составило 1,4 тыс. человек (1,3 тыс. очная форма), а в 2003 году – 9,6 тыс. человека (9,2 тыс. очная форма).

Программы подготовки бакалавров требуют содержательной и практической завершенности для обеспечения самодостаточности данной степени для рынка труда. Признание и принятие степени бакалавра как самодостаточной потребует тесного взаимодействия с профессиональными организациями, заинтересованными ведомствами. Тарифно-квалификационные характеристики должны предоставить бакалавру привилегии работника с высшим образованием. При этом необходимо заметить, что в европейском пространстве бакалаврская программа будет нацелена на массовую подготовку, а второй уровень - способствовать формированию профессиональной элиты и научно-образовательных кадров высшего уровня.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Образование, педагогика, воспитание:

Специфика организации проектной деятельности учащихся
Метод проектов зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях прагматической педагогики, основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи. Метод был направлен на то, чтобы найти способы, пути развития самостоятел ...

Игровые технологии в младшем школьном возрасте
Игровые технологии применяются на уроках как в начальной школе, так и в среднем и старшем звене. Но в нашей работе мы рассмотрим подробно игровые технологии в младшем школьном возрасте. Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. ...

Постановка проблемы в психолого-педагогической литературе
Русский историк Н.И. Караев писал: «История есть, между прочим, и история деятельности людей…». Таким образом, автор нацеливал учащихся средней школы на необходимость глубокой проработки знаний о жизни и деятельности исторических личностей. Поскольку наши исследования были посвящены урокам истории ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru