Золотая педагогика

Вхождение России в болонский процесс

Другое о педагогике » Педагогика высшей школы » Вхождение России в болонский процесс

Страница 1

Учебные цели

1. Понимать актуальность присоединения России к единому европейскому образовательному стандарту;

2. Знать основные проблемы вступления России в Болонский процесс;

3. Знать основные направления модернизации отечественной высшей школы в связи с Болонским процессом;

Отводимое время – 2 часа

План лекции

1. Актуальность участия России в Болонском процессе

2. Проблемы и задачи высшей школы России в связи с вхождением в Болонский процесс.

3. Программа модернизации высшего образования России её реализация.

Содержание лекции

Актуальность участия России в Болонском процессе

Участие России в Болонском процессе, даже после присоединения к нему на Берлинской встрече в 2003 году, носит фрагментарный характер. На практике это означает, что российская система высшего образования пока не совместима с общеевропейской. Дипломы некоторых крупнейших вузов страны признаются за рубежом, но таких меньшинство. Несколько институтов в качестве эксперимента ввели у себя систему зачетных единиц трудоемкости (кредиты), облегчающую студентам перевод в европейские вузы, но массового распространения кредиты пока не получили. Дальше всего Россия продвинулась во внедрении двухступенчатой системы высшего образования (бакалавры и магистры у нас уже есть), но и здесь масштабы эксперимента ограничиваются несколькими десятками вузов.

Представляется целесообразным определять цели участия России в Болонском процессе исходя из критериев экономической и политической целесообразности. Мы вошли в рынок, а рынок по своей основе - это конкурентные отношения, неравенство - его механизм. Но неравенство будет эффективно только тогда, когда каждый сохраняет шанс вырваться вперед. В рыночных экономиках развитых стран нет социальной отчужденности одних групп населения от других. У них работают механизмы равенства. И в первую очередь обеспечение равенства старта. Каждое нормальное заботящееся о себе общество, думает об этом равенстве старта, заботится, направляет ресурсы на то, чтобы максимально выровнять условия доступа к самому лучшему образованию для выходцев из разных слоев общества.

Думается, что Россию в качестве равноправного участника Болонского процесса в Европе не ждут. В первую очередь, Россия абсолютно не нужна как конкурент вновь присоединившимся странам не только на образовательных рынках, но и на рынках труда. В сложившейся ситуации было три модели поведения: 1) подождать и начать попытку сколотить коалицию и коалицией присоединяться; 2) присоединиться безоговорочно; 3) присоединиться частично, то есть заявить о том, что мы вот эту часть принимаем, а эту не принимаем.

Представляется, что наиболее приемлемо для России избрать третью модель отношения к Болонскому процессу, т.е. присоединиться, но внутри параллельно создать свое более жесткое ядро стандартов, которое позволит сохранить единое образовательное пространство России и фундаментальность нашего ВПО. Болонский процесс и Болонская Декларация этому никак не противоречит. Более жесткое ядро стандартов, которое как раз и формировало бы и закрепляло бы сложившуюся национальную традицию российского образования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Образование, педагогика, воспитание:

Содержание внеклассной работы
Внеклассная работа проводится во внеурочное время в виде занятий по гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке к туризму, в секциях, группах, командах. Основным содержанием внеклассных занятий с детьми является материал учебной программы по физической культуре, используемый с целью совершенство ...

Осознание педагогической задачи, анализ исходных данных и постановка педагогического диагноза
В творческом процессе педагога одновременно или последовательно должны осмысливаться разные педагогические задачи. Прежде всего это должна быть общая педагогическая задача всей деятельности учителя, которая выступает как его общая концепция. Затем должна осмысливаться этапная педагогическая задача, ...

Уровни образования. Особенности организации и финансирования образования
Образовательная система Республики Кореи включает: дошкольные учреждения и детские сады, срок обучения в которых составляет от одного до трех лет; шестилетние начальные школы; трехлетние средние школы; трехлетние средние школы повышенной ступени; колледжи и университеты со сроком обучения в четыре ...

Навигация по сайту

© 2019 Copyright www.ecsir.ru