Изложенные выше теоретические положения мы апробировали на практике в сентябре – октябре 2008 – 2009 учебного года в 4 «А» классе в реальных условиях учебного процесса в средней школе №133 г. Самары. Это означает, что нами было проведено пробное обучение. Уроки проходили в соответствии с расписанием три раза в неделю. Гипотеза пробного обучения состояла в том, что использование изложенной выше дифференцированной методики работы над грамматическими явлениями немецкого языка будет способствовать формированию языковой компетенции (её грамматического аспекта) у учащихся средней школы. Всего нами было проведено 12 уроков. Количественный состав группы был 10 человек.
Пробное обучение проводилось на основе учебника Mosaik III , а также на основе дополнительных материалов в соответствии с изучаемой темой «Wie war’s?». Необходимо заметить, что новой для учащихся она не была, так как изучалась ими в 3 классе, хотя и в очень незначительном объёме. Поэтому учащиеся уже владели определённым лексическим материалом по данной теме.
Программа пробного обучения включала в себя:
1. Проведение предэкспериментального среза.
2. Ознакомление учащихся с новым грамматическим материалом в соответствии с учебным планом.
3. Проведение постэкспериментального среза.
Рассмотрим каждый пункт программы.
Предэкспериментальный срез имел целью определение уровня владения учащимися изученным грамматическим материалом. Так как последняя грамматическая тема, которую учащиеся изучали до проведения пробного обучения, была перфект, а это грамматическое явление относится к активной грамматике, то мы использовали тестовую методику, а также проверяли уровень самостоятельного употребления контролируемой грамматической структуры в устной речи. Эти приёмы проверки вполне применимы для контроля продуктивных грамматических навыков. Так, в рамках данного среза учащимся было предложено два задания, которые мы приводим ниже.
Задание I: Setze die Verben im Perfekt ein.
München, den 10. September
Hallo, liebe Freunde,
ich heiße Lukas und wohne in München. In den Sommerferien war ich bei meinen Großeltern auf dem Lande. Ich jeden Tag im See (baden). Am Abend ich (angeln). Dann wir ein Lagerfeuer (machen) und Würstchen (grillen). Mein Freund Max lustige Geschichten (erzählen). Wir alle (lachen). Das Spaß (machen).
Und was ihr im Sommer (machen)?
Tschüs Lukas
Максимальный балл за выполнение данного задания был 8, так как надо было вставить всего восемь глаголов.
В качестве второго задания была предложена следующая речевая ситуация: Die Sommerferien sind schon vorbei. Erzählt darüber, wie ihr eure Sommerferien verbracht habt.
Это задание было задано учащимся на дом. В классе оно лишь контролировалось. При этом во внимание принимались качественные и количественные параметры. К качественным параметрам относились:
1) соответствие коммуникативной задаче,
2) логичность высказывания,
3) завершённость, цельность высказывания,
4) личностное отношение к излагаемому,
5) грамматическое оформление речи.
Под количественными параметрами понимались:
1) объём высказывания (количество предложений),
2) наличие моделей фраз, не нарушающих акт коммуникации. Максимальное число баллов за выполнение этого задания составило 21 балл, по три за каждый критерий.
Результаты предэкспериментального среза по заданию 1 представлены в таблице №1, а по заданию 2 – в таблице №2.
Ответы учащихся оценивались учителем немецкого языка школы №133 Н.Ю. Ширяевой.
Таблица 1
Результаты констатирующего среза по заданию 1
Номера испытуемых |
Максимальный балл за выполнение задания |
Полученный балл |
Средний балл по группе |
1 |
8 |
4 |
65 |
2 |
8 |
3 | |
3 |
8 |
8 | |
4 |
8 |
5 | |
5 |
8 |
2 | |
6 |
8 |
5 | |
7 |
8 |
3 | |
8 |
8 |
8 | |
9 |
8 |
6 | |
10 |
8 |
8 | |
Итого |
80 |
52 |
Образование, педагогика, воспитание:
Методологические основы эмпирического исследования специфики
профессионального взаимодействия социального педагога с семьей
Исследование проводилось в период с октября 2009г. по апрель 2010 г. на базе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних г. Курска. В исследовании приняло участие 23 семьи (общее количество человек 69 человек). В исследовании использовались следующие методики. 1. Методика диагностики ...
Синонимы в русском языке
Лексика как раздел языковедения впервые введена в школьную программу по русскому языку в 1970 году. Работа по лексике в школе имеет огромное как общеобразовательное, так и практическое значение. Общеобразовательное значение лексики заключается в том, что ее изучение расширяет знания учащихся о язык ...
Общие вопросы методики руководства речевым развитием школьников на уроках
русского языка
Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуют новые подходы к определению целей обучения. Цели обучения, его содержание (знания, умения и навыки) определяются через понятия языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций. Изучая язык как систему и овладевая ли ...