После окончания этапа бакалаврской подготовки можно продолжить образование по магистерской программе обучения. При этом переходе допускается смена студентом вуза, факультета и профессии. Для продолжения обучения по продолжающей (двухлетней) магистерской программе обучения с 2002 года необходимо сдать два-три переходных экзамена по профилирующим для данной специальности предметам. К сдаче этих переходных экзаменов допускаются также студенты вузов других стран. Стандартный срок обучения на этом этапе подготовки - два года.
Магистерская программа подготовки - самостоятельная программа, имеющая стандартный срок обучения пять лет. После успешного ее окончания выпускники получают законченное высшее образование с присвоением титула «магистр», в некоторых случаях «доктор» (научная степень во всех случаях «магистр»).
Докторантура имеет стандартный срок обучения 2-3 года, с последующим государственным экзаменом и защитой диссертации. По ее окончании студент получает академический титул и степень доктора наук (PhD). В Чехии это высшая ступень образования.
Сроки обучения студентов:
• Бакалаврская ступень обучения с 1 курса - 2-4 года.
• Магистерская ступень обучения с 1 курса - 4-6 лет.
• Магистерская ступень обучения после бакалаврской ступени - 2-3 года.
• Докторская ступень – 2-3 года.
При превышении этих сроков студентом производится оплата за дополнительный срок его обучения в вузе.
Вузы в Чехии делятся на университеты, институты и академии. По Закону о высшем образовании университетами имеют право называться только те вузы, которые подготавливают кандидатов и докторов наук. К академиям относятся вузы, дающие высшее образование в сфере литературы, культуры и искусств.
Численность студентов среднего профессионального, высшего образования на 1 тыс. человек населения в 1990 г. составляла 11 студентов, в 1995 г. – 19 чел., в 1997 г. - 18 чел., в 1999 г. – 25 чел., в 2000 г. – 25 чел.
Удельный вес учащихся в негосударственных образовательных учреждениях в 2000 г. от общей численности учащихся составлял:
Начальное |
0,9 % |
Основное среднее |
1,7 % |
Полное среднее |
10,5 % |
Среднее профессиональное, высшее (бакалавриат) |
33,7 % |
Высшее (магистратура) и послевузовское |
0 % |
В Чехии государство активно участвует в финансировании негосударственных учебных заведений. Так по данным ОЭСР, в 2000 г. удельный вес учащихся в негосударственных учебных заведениях, более 50 % бюджета которых финансируется государством составлял в Чехии 100 % - на всех уровнях образования.
Практически во всех постсоциалистических государствах гражданам предоставлена возможность обучения в государственных учебных заведениях профессионального образования за плату.
Образование, педагогика, воспитание:
Характеристика современной системы эвристической
технологии в образовательном процессе
Внутренняя потребность в творческой деятельности рассматривается психологами и педагогами как объективная закономерность развития личности. По утверждению Г.К. Селевко, творчество - норма детского развития, склонность к творчеству вообще присуща любому ребенку. Однако, принимая участие в творческой ...
Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр
1) Перед игрой с ребенком обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинация пальцев, движения. Это не только позволит подготовит малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой. 2) Перед началом упражнений дети разогревают ла ...
Методика проведения занятий по обучению детей рассказыванию по картинкам
В методике развития речи обучения рассказыванию по картинам (описание и повествование) разработано в достаточной степени детально. Здесь методика опирается на классическое наследие западной и русской педагогики, использованное позднее применительно к работе с детьми дошкольного возраста Е.И. Плехее ...