Концепция целенаправленного развития у студентов готовности к самообразованию приводит к тому, что самостоятельная деятельность студентов, управляемая и организуемая, тесно смыкается с образованием, которое является составной и закономерной частью целостной ситемы учебно-воспитательной работы.
В рамках указанной концепции на первый план выходит самостоятельная работа студентов, представленная как в рамках основных форм организации учебного процесса (лекции, практические занятия), так и в частности организация самостоятельной работы во внеурочное время.
Программа по "Математическому анализу" предусматривает разнообразные виды самостоятельных работ:
по образцу,
реконструктивно-вариативные,
частично-поисковые,
творческие.
Первые два вида самостоятельных работ применяются непосредственно на учебных занятиях, и предназначены для подготовки студентов к более высокому уровню учебной деятельности.
Следующие виды самостоятельной работы предназначены для интеллектуального роста студентов, выполнение работы этого рода предлагается студентам старших курсов - это индивидуальные задания, курсовые работы, дипломное проектирование, а также НИРС.
Чтобы учебный процесс при данных условиях проходил наиболее эффективно, студентам с первых занятий необходимо вырабатывать и развивать у себя систему знаний и умений, которые отражают меру интеллектуального развития:
в конкретном видеть общее;
из общего выделять конкретное;
видеть внутри - и межпредметные связи относительно различных научных понятий, методов;
осознание единства и целостности научной картины мира;
умение соотносить научные категории с объективной реальностью;
понимание относительного характера знаний и необходимости уточнять их путём систематического познания;
умение анализировать и обобщать;
прочность уже имеющихся знаний, умений и навыков, их восстанавливаемость.
Для реализации приведённой системы знаний студентам предлагаются различные средства. В частности, "Методические рекомендации к практическим занятиям и самостоятельной работе", "Сборник задач по математическому анализу".
Эти методические пособия помогают студентам организовать свою работу как на практических занятиях, так и при работе во внеаудиторное время.
Сборник задач и методические рекомендации к практическим занятиям предусматривают разбиение учебного материала на темы, изучение которых предусмотрено Государственным стандартом и учебной программой по математическому анализу. Каждое практическое занятие разбито на ряд вопросов, помогающих студентам самостоятельно работать при подготовке к практическим занятиям и лекциям. Это такие вопросы как:
План занятия. Здесь более подробно обозначены вопросы, изучаемые в данной теме.
Задания. Первая группа заданий подготавливает студентов к восприятию нового материала. Вторая группа - это задания по усвоению и закреплению изученного.
Вопросы для самоконтроля. Этап самооценки и самоконтроля является очень важным в процессе самообразовательной деятельности. Поэтому наличие этого пункта даёт возможность студентам оценить результаты своей работы, соотнести их с базовым уровнем, а так же позволяет усваивать не только материал практического плана, но и теоретические аспекты этих методов, то есть способствует фундаментализации знаний.
Помимо методических рекомендаций в печатном виде, для более успешной адаптации студентов преподаватель на каждом занятии проводит специальный инструктаж, который состоит из следующих элементов:
предложение выполнить задание по аналогии;
объяснение выполнение задания на двух-трёх примерах;
разбор наиболее трудных элементов домашнего задания.
Знания и умения, которые формируются у студентов в ходе изучения математического анализа достигают наибольшего эффекта при следующих основных условиях, эти условия могут быть созданы только при непосредственном участии и работе самих студентов.
Чёткое определение цели деятельности в смысле результата действий и цели упражнения.
Образование, педагогика, воспитание:
Методика чтения сказок в коррекционной школе
Сказка — наиболее любимый для всех детей жанр. Занимательность сюжета, последовательность его развития, четкость и определенность характеров персонажей, постоянные повторы слов и выражений облегчают понимание содержания сказки даже учащимися специальной школы. В сказке заложена огромная воспитатель ...
Классификация технических средств обучения
Комплекс технических средств, предлагаемых для использования в процессе обучения, год от года становится всё сложнее и многообразнее. От умения педагога эффективно использовать эти средства в немалой степени зависит конечный результат восприятия учениками новой для них информации. Технические средс ...
Наблюдение за игровой деятельностью детей
Цель: выявление особенностей взаимодействия мальчиков и девочек в игре, предпочтения в выборе партнёра по игре, особенностей полоролевого поведения детей. Объектом наблюдения являлись действия детей в игре, выявлялись женские и мужские признаки и качества личности. В процессе наблюдения нами отмеча ...