Концепция целенаправленного развития у студентов готовности к самообразованию приводит к тому, что самостоятельная деятельность студентов, управляемая и организуемая, тесно смыкается с образованием, которое является составной и закономерной частью целостной ситемы учебно-воспитательной работы.
В рамках указанной концепции на первый план выходит самостоятельная работа студентов, представленная как в рамках основных форм организации учебного процесса (лекции, практические занятия), так и в частности организация самостоятельной работы во внеурочное время.
Программа по "Математическому анализу" предусматривает разнообразные виды самостоятельных работ:
по образцу,
реконструктивно-вариативные,
частично-поисковые,
творческие.
Первые два вида самостоятельных работ применяются непосредственно на учебных занятиях, и предназначены для подготовки студентов к более высокому уровню учебной деятельности.
Следующие виды самостоятельной работы предназначены для интеллектуального роста студентов, выполнение работы этого рода предлагается студентам старших курсов - это индивидуальные задания, курсовые работы, дипломное проектирование, а также НИРС.
Чтобы учебный процесс при данных условиях проходил наиболее эффективно, студентам с первых занятий необходимо вырабатывать и развивать у себя систему знаний и умений, которые отражают меру интеллектуального развития:
в конкретном видеть общее;
из общего выделять конкретное;
видеть внутри - и межпредметные связи относительно различных научных понятий, методов;
осознание единства и целостности научной картины мира;
умение соотносить научные категории с объективной реальностью;
понимание относительного характера знаний и необходимости уточнять их путём систематического познания;
умение анализировать и обобщать;
прочность уже имеющихся знаний, умений и навыков, их восстанавливаемость.
Для реализации приведённой системы знаний студентам предлагаются различные средства. В частности, "Методические рекомендации к практическим занятиям и самостоятельной работе", "Сборник задач по математическому анализу".
Эти методические пособия помогают студентам организовать свою работу как на практических занятиях, так и при работе во внеаудиторное время.
Сборник задач и методические рекомендации к практическим занятиям предусматривают разбиение учебного материала на темы, изучение которых предусмотрено Государственным стандартом и учебной программой по математическому анализу. Каждое практическое занятие разбито на ряд вопросов, помогающих студентам самостоятельно работать при подготовке к практическим занятиям и лекциям. Это такие вопросы как:
План занятия. Здесь более подробно обозначены вопросы, изучаемые в данной теме.
Задания. Первая группа заданий подготавливает студентов к восприятию нового материала. Вторая группа - это задания по усвоению и закреплению изученного.
Вопросы для самоконтроля. Этап самооценки и самоконтроля является очень важным в процессе самообразовательной деятельности. Поэтому наличие этого пункта даёт возможность студентам оценить результаты своей работы, соотнести их с базовым уровнем, а так же позволяет усваивать не только материал практического плана, но и теоретические аспекты этих методов, то есть способствует фундаментализации знаний.
Помимо методических рекомендаций в печатном виде, для более успешной адаптации студентов преподаватель на каждом занятии проводит специальный инструктаж, который состоит из следующих элементов:
предложение выполнить задание по аналогии;
объяснение выполнение задания на двух-трёх примерах;
разбор наиболее трудных элементов домашнего задания.
Знания и умения, которые формируются у студентов в ходе изучения математического анализа достигают наибольшего эффекта при следующих основных условиях, эти условия могут быть созданы только при непосредственном участии и работе самих студентов.
Чёткое определение цели деятельности в смысле результата действий и цели упражнения.
Образование, педагогика, воспитание:
Технология развития познавательной активности учащихся на уроках биологии
В качестве примера по выявлению педагогических условий развития познавательной активности учащихся на уроках биологии представлены 2 конспекта урока, проведенных нами в 8 «А» классе лицея №3 города Оренбурга. Нами взяты конспекты именно этих уроков, так как здесь четко прослеживаются педагогические ...
Методы научного исследования
Обязательным этапом исследования является выбор методов исследования, которые зависят от особенностей решаемых задач, специфики содержания проблем и возможностей исследования. Метод-путь познания; способ построения и обоснования научного знания; способ посредством которого показывается предмет наук ...
Социально-воспитательное направление работы
социального педагога школы
В МОУ "Лянторская средняя общеобразовательная школа №5" в системе ведется работа с детьми девиантного поведения. Основные задачи образовательного учреждения: Дать каждому ребенку, с учетом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потер ...