Золотая педагогика

Понятие и критерии педагогических технологий

Другое о педагогике » Педагогика высшей школы » Понятие и критерии педагогических технологий

Страница 8

– внедрение требует значительных затрат времени преподавателя на подготовку занятий, высокий уровень его профессионализма;

– использование проблемного обучения возможно при наличии должного уровня знаний у обучающихся.

Но следует отметить и преимущества проблемного обучения: вызвать на дом мастера по холодильникам

Оно доказательно, что способствует осознанности знаний, превращению их в убеждения;

– учит мыслить научно, диалектически, раскрывает этапы научного поиска, развивает мыслительные способности;

– эмоционально, в силу чего повышается познавательный интерес, пробуждаются творческие силы.

Особенно перспективно проблемное обучение в высшей школе, при постановке и решении студентами теоретических и практических задач, в курсовом и дипломном проектировании. Все это “позволяет рассматривать проблемное обучение как одну из активных форм учебного процесса в высшей школе”.

Контекстное обучение

Контекстным обучением называется “обучение, в котором с помощью всей системы дидактических форм, методов и средств моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста, а усвоение им абстрактных знаний как знаковых систем положено на канву этой деятельности”.

Учение не замыкается само на себе, а выступает формой личной активности, которая обеспечивает формирование профессиональных умений и социальных качеств личности специалиста. Понятие “контекст” является смыслообразующей категорией, обеспечивающей уровень личностного включения обучающихся в процесс познания, овладения профессиональной деятельностью. Развивая эти идеи отечественный психолог А.А.Вербицкий создал теорию контекстного обучения, а исследователь Н.В.Борисова разработала и систематизировала активные методы обучения контекстного типа.

Развиваемая концепция контекстного обучения лежит в русле теории усвоения социального опыта. Посредством активной деятельности осуществляется присвоение социального опыта, развитие психических функций и способностей человека. Однако, традиционная система обучения, по мнению А.А.Вербицкого, имеет ряд противоречий. Первое и основное состоит в том, что процесс учения предполагает формирование собственно познавательной деятельности, а не профессиональной, но профессиональная должна быть сформирована в рамках и средствами деятельности учебной. Второе противоречие в том, что формы организации учебно-познавательной деятельности не адекватны формам профессиональной деятельности. Главные формы учебной работы — лекции, семинары, зачеты, экзамены и т.п. – фактически не встречаются в практической деятельности специалиста в адекватных ей формах.

В контекстном обучении учебные предметы представлены в форме в деятельности (учебной, учебно-профессиональной, квазипрофессиональной), благодаря чему обучающийся с самого начала вводится в нее. Вся система форм, методов и средств контекстного обучения направлена на включение всего потенциала активности студентов – от восприятия до способности активно принимать совместные решения, причем активность носит как индивидуальный, так и коллективный характер, что обуславливает формирование деловых и нравственных качеств личности будущих специалистов. Усвоение знаний студентами в контексте разрешения ими будущих профессиональных ситуаций обеспечивает превращение теоретической информации из учебной в средство профессиональной деятельности.

Концепция контекстного обучения имеет целый спектр достоинств перед традиционным обучением. Но для того, чтобы реализовать его на практике, необходимы пересмотр целей, организация нового содержания, введение иных способов и принципов управления, переосмысления мотивационных факторов, создание целостной системы форм, методов и средств активного обучения контекстного типа.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Образование, педагогика, воспитание:

Учебно-познавательная деятельность и технология ее организации
Учебно-познавательная деятельность - это специально организуемое самим обучаемым или извне познание с целью овладения богатствами культуры, накопленной человечеством. Ее предметным результатом являются научные знания, умения, навыки, формы поведения и виды деятельности, которыми овладевает обучаемы ...

Определение понятия речевой деятельности
Речь человека – сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком. Речь является деятельностью, в процессе которой люди общаются друг с другом при посредстве языка. С помощью речи (внутренней и внешней) осуществляется также чело ...

Образование в США
Считается, что США – наилучший вариант для магистратуры и докторантуры. Многие американские университеты играют первую роль в исследовательских проектах, имеющих международное значение. Их уровень определяется отличной лабораторно-технической базой, легким доступом колледж всем мыслимым источникам ...

Навигация по сайту

© 2019 Copyright www.ecsir.ru