Разработанная в России стратегия построения государственных образовательных стандартов соответствует Международной конвенции о правах ребенка, опирается на положение Закона РФ "Об образовании".
В отличие от школьных государственных образовательных стандартов, которые определяют: обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников, стандарты дошкольного образования по этим трем составляющим имеют свою специфику. Стандарт должен прежде всего зафиксировать, обозначить лучшие достижения педагогической практики с целью их сохранения и вместе с тем задать ориентиры развития. Стандарт психолого-педагогических условий, по мнению разработчиков, должен отражать требования к программе дошкольного образования, профессиональной компетентности педагога и организации развивающей среды.
Государственные образовательные стандарты дошкольного образования определяют необходимость преемственности, которая обеспечивает общую (психологическую) готовность детей к освоению программы 1-ой ступени, являются ориентирами образовательного процесса на этапе дошкольного образования и в то же время исходными ориентирами начального общего образования.
В отборе содержания и использования разнообразных программ выделяют такие структурные компоненты, как развитие игровой деятельности; охрана здоровья и физическое развитие.
Методическим письмом Министерства образования РФ от 24.04.95 № 46/19-15 предложены примерные требования к программам, которые включают в себя обеспечение охраны и укрепление физического и психического здоровья детей, их физического развития, эмоционального благополучия каждого ребенка.
Одной из представленных в качестве базисных является программа развития ребёнка "Истоки", важная цель которой - сохранение и укрепление здоровья детей, что также отмечено и в программе "Детство".
Более широко вопрос физической подготовленности детей раскрывается в программе "Радуга". Самым важным разделом в ней является "физическая культура". По мнению авторов, ребёнок в дошкольном возрасте должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение. Это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движениях, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни. В специальном разделе "Растим здорового ребёнка" освещаются общие задачи и рекомендации по двигательному режиму, закаливанию, физкультурно-оздоровительной работе.
В программе "Золотой ключик" не рассматривается задача необходимости вырастить детей здоровыми и крепкими, но авторами указывается, что при работе с детьми происходит естественное снижение заболеваемости детей, хотя никакой дополнительной или специальной оздоровительной работы не проводилось. Но, поскольку не представлено данных исследования по этому вопросу, делать какие-либо выводы мы не можем.
В отличие от других, в программах "Развитие" и "Одарённый ребёнок" раздел по физическому воспитанию не разработан, не определяется и линия чувств.
Программа организации педагогического процесса "Детский сад - дом радости" рекомендует использовать методы самоконтроля эффективности деятельности. Обучение по ней строится по принципу интеграции эмоциональной, познавательной и волевой сторон учебной деятельности.
Созвучна с данной мыслью идея авторов программы "Золотой ключик" - достижение органического единства условий, обеспечивающих детям максимально полное, соответствующее возрасту развитие и одновременно эмоциональное благополучие и счастливую, радостную жизнь каждого ребёнка.
Авторы утверждают, что по окончании учёбы дети способны адекватно оценивать и контролировать себя и свою деятельность, владеют рефлексией и саморегуляцией деятельности. У детей с трудностями поведения происходит естественная психокоррекция.
Анализируя "Программу воспитания и обучения в детском саду", необходимо отметить, что детский сад не проявляет должной заботы о формировании эмоционально-волевой сферы детей. Особенности и пути развития волевого поведения детей в документе не нашли своего места. А между тем, по мнению В.К. Котырло, успешное продвижение школьника в усвоении учебной программы основано на определённом уровне не только интеллектуального, но и эмоционально-волевого развития. По мнению некоторых авторов, в программе очерчен широкий круг задач, включающий формирование двигательных умений и навыков. Однако дальнейшее совершенствование различных движений, особенно спортивного характера, в значительной мере обусловлено уровнем развития тех физических качеств, без которых они не могут быть выполнены. А этот аспект в данной программе не имеет должного отражения.
Образование, педагогика, воспитание:
Технология изображения пейзажа в зависимости от времени года
Каждое время года обладает в природе своей собственной игрой красок. Возьмем, например, синеву неба. Весной она кажется ясной и прохладной, в жаркие летние дни покрыта легкой дымкой, а ясными осенними днями сияет почти теплой голубизной. Для весенней листвы деревьев характерен свежий сияющий зелены ...
Роль сюжетно–ролевых игр в социализации детей дошкольного возраста
В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средству воспитания. Игра, несомненно, довольно увлекательное занятие для ребенка, а также важнейшее средство его воспитания и развития. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра представляется ...
Урочные формы внеклассной работы
Прогулки, экскурсии и походы имеют большое образовательное и воспитательное значение, поскольку дети знакомятся с природой, родным краем и его достопримечательностями. Эти мероприятия содействуют совершенствованию навыков в ходьбе, беге и играх, закаляют организм и укрепляют здоровье детей, способс ...