Золотая педагогика

Факторы становления имиджа педагога

Страница 1

Фактор (от лат. factor – делающий, производящий) – это причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер или отдельные его черты.

Как и любая деятельность, деятельность по созданию имиджа начинается с мотива, движущей силой формирования имиджа, и определяется им. В основе деятельности может лежать как прагматическая мотивация, связанная с желанием использовать имидж для более эффективного социального влияния и достижения при его помощи тех или иных внешних целей, так и психологическая мотивация, связанная с потребностью человека в улучшении Я-концепции, ее приближении к идеальному "Я", повышение своей самооценки, результатом чего становится достижение психологического комфорта.

Имидж, не подкрепляющийся постоянно реальными делами, не имеет смысла. Например, без успехов и достижений учеников не состоится ни один учитель. Налицо фактор результата деятельности. А чтобы добиться высоких результатов, педагогу нужно предъявлять строгие требования, прежде всего, к себе.

Влияние учителя тем сильнее, чем ярче и самобытнее его личность. Это касается кругозора педагога, его общей культуры. Ведь невозможно дать другому того, чего не имеешь сам. Поэтому, чтобы учить и воспитывать других, надо, прежде всего, быть образованным и воспитанным самому.

Индивидуальность учителя - главный источник мотивации к учению. Своим отношением к работе, своей заботой и заинтересованностью, выдумкой и творчеством он мотивирует учеников, пробуждает у них то же отношение к делу.

В субъектном аспекте профессиональной позиции имиджа педагога видится способ самореализации, самоутверждения и саморазвития специалиста:

1) Запечатление профессионально значимых способов и нормативов профессиональной деятельности, построение на этой основе собственной системы действий;

2) Выработка личностных критериев и норм профессиональной деятельности;

3) Выход за рамки нормативной деятельности;

4) Независимость мышления, способность авторского проектирования и личностно значимого способа осуществления педагогического процесса.

Индивидуальный стиль – это характеристика того, как индивид организует и осуществляет присущим и характерным для него способом свою профессиональную жизнедеятельность; система устойчивых черт учителя, формирующаяся на основе духовных потребностей, способностей и проявляющаяся в процессе его творчества.

Ядро индивидуального стиля образуют уникальные способности личности: во-первых, к саморегуляции (понимание смысла жизни и установки на поиск цели, значимость знаний, труда, профессионального престижа, долга, ответственности и т. д.); во-вторых, самоопределение относительно идеала, норм, правил общения, мышления, волеизъявления, на основе которых формируются представления, понятия, оценки и т. п., строятся жизненные планы, ориентированные на профессиональный рост и самосовершенствование; в-третьих, особенности духовного стиля жизнедеятельности учителя, характерного для конкретного времени и конкретных народов; в-четвертых, самопознание – познание себя в процессе оформления собственных мыслей, чувств, эмоций, обязанностей и переживаний; растущее осознание и признание собственной уникальности, развитие самоуважения; в-пятых, самосовершенствование – устремленность к высокому идеалу, возможности духовного развития; в-шестых, самоактуализация – установки, диктующие понимание сущности актуализации духовного потенциала учителя для оптимизации педагогической деятельности, работы с информацией, обмена опытом, способностями, умениями, навыками, результатами деятельности; в-седьмых, особенности преображения, передачи и усвоения социального опыта, происходящих изменений духовного мира, структуры и сущности взаимодействующих субъектов. При этом индивидуальность закладывает определенный образ поведения преподавателя.

"Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен", пишет В.М. Шепель. Таким образом, выбор модели поведения педагогом можно понимать как фактор формирования его имиджа. Следует отметить следующие критерии конструирования поведения:

1) Нравственная безупречность. Правильная интерпретация понятий, таких как честность, справедливость, совестливость, и их неуклонное соблюдение – духовный гарант верности выбора модели человеческого поведения.

2) Учёт конкретных ситуаций, в которых личность действует или оказалась по стечению обстоятельств. Интуитивная оценка ситуации является важнейшим условием оптимизации модели поведения.

3) Цель, которую перед собой ставит личность. Полезно дробить цель на последовательно выстроенные задачи, чтобы их реализация представляла собой ступени приближения к ней.

Страницы: 1 2

Образование, педагогика, воспитание:

Психолого-педагогические аспекты образования в высшей школе
В настоящее время нет, пожалуй, более спорной проблемы в педагогике и психологии высшей школы, чем проблема воспитания студентов. Вуз служит не только и может быть не столько для передачи специальных знаний, сколько для развития и воспроизведения особого культурного слоя, важнейшим элементом которо ...

Экспериментальное исследование эффективности применения дидактических игр в процессе обучения информатике
Планирование экспериментальной части данного исследования осуществлялось с учётом основных требований к логике и организации педагогического эксперимента: определили цель, гипотезу, задачи, методы эксперимента и т.д. Перейдём к их конкретному описанию. Целью экспериментальной части исследования яви ...

Методика формирования морфологического строя речи
Ученые-методисты рекомендуют учителям проводить работу над закреплением грамматических моделей систематически, на каждом уроке и обязательно включать в домашние задания во всех классах. Изучение грамматических форм чаще всего выделяется, как самостоятельная часть урока, но в некоторых случаях может ...

Навигация по сайту

© 2020 Copyright www.ecsir.ru