Учебные цели
1. Знать основные мировые модели высшего и послевузовского образования;
2. Уметь оценивать положительный опыт в подготовке научно-педагогических кадров зарубежных стран применительно к российской высшей школе.
Отводимое время – 2 часа
План лекции
1. Краткая характеристика систем профессионального образования в мире
2. Систематизация моделей высшего и послевузовского образования по 24 экономически развитым странам мира.
3.Выделение базовых моделей. Выявление позитивного опыта.
Содержание лекции
Краткая характеристика систем профессионального образования в мире
Говоря о различных типах систем образования, следует обозначить сферы, в которых мы можем наблюдать эти различия. Ими являются:
Уровни и квалификации
Направления подготовки
Измерение учебной трудоемкости
Система оценок
1. Уровни и квалификации
Среднее образование
Россия
единые учебные планы и программы
универсальный характер школьного аттестата
аттестат о среднем образовании одинаково приемлем при поступлении в вузы любого профиля
Зарубежные страны
профилированный характер заключительного этапа среднего образования
профилизация определенным образом фиксируется в выпускном документе
при приеме в вузы предпочтение отдается выпускникам школ с соответствующей специализацией
Начальное профессиональное + среднее образование
Россия
средние профессионально-технические училища
3 года
Аттестат о среднем (полном) общем образовании выдается вместе со свидетельством о профессиональной квалификации
Зарубежные страны
профессиональные школы разного уровня со сроком обучения 2-3 года
ограниченность общеобразовательной компоненты
профессиональное свидетельство или диплом
ограниченные возможности для поступления в вузы
Среднее профессиональное образование
Россия
срок обучения от 2 до 5 лет
диплом о среднем профессиональном образовании (базовый уровень)
диплом о среднем профессиональном образовании (повышенный уровень)
право поступления в любой вуз
право обучения по сокращенной программе при сохранении направления подготовки
Зарубежные страны
среднее специальное образование не выделяется в качестве отдельного вида обучения, подготовка специалистов среднего звена проводится в высших учебных заведениях разного уровня
зарубежные дипломы, выдаваемые по окончании профессиональных учебных заведений со сроками обучения 4-5 лет на базе неполного среднего образования и 2-3 года после полной средней школы
Высшее образование
Россия
диплом о неполном высшем профессиональном образовании
диплом .бакалавра
диплом специалиста с высшим профессиональным' образованием
диплом Магистра
Зарубежные страны
к высшему образованию относятся все виды обучения и профессиональной подготовки после средней школы со сроками обучения от 2 лет и более при условии, что их составной частью является изучение общенаучных (фундаментальных) дисциплин
ступенчатая (цикличная) структура организации высшего образования (иерархия уровней и соответствующих им дипломов)
Образование, педагогика, воспитание:
Структура педагогической деятельности
Прежде, чем приступить к рассмотрению сущности педагогических инноваций, методов их выявления и изучения, необходимо проанализировать структуру педагогической деятельности и определить, какое место занимает в ней инновационная деятельность учителя. Современные исследования Н.В. Кузьмина, В.А. Сласт ...
Кабинеты гуманитарных дисциплин
В кабинетах гуманитарных дисциплин в современной школе необходим хотя бы один мультимедийный компьютер, а также проектор, экран, оверхед-проектор, слайд-проектор, видеоплеер, телевизор и музыкальный центр. А также комплекты видеофильмов, аудиокассет и программного обеспечения, портреты великих писа ...
Специфика и средства полового воспитания мальчиков и девочек дошкольного
возраста
Проблема полового воспитания включает в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и полоролевой дифференциации. Без ее решения невозможно разработать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола, для формирования у них основ таких качест ...