Учебные цели
1. Знать основные мировые модели высшего и послевузовского образования;
2. Уметь оценивать положительный опыт в подготовке научно-педагогических кадров зарубежных стран применительно к российской высшей школе.
Отводимое время – 2 часа
План лекции
1. Краткая характеристика систем профессионального образования в мире
2. Систематизация моделей высшего и послевузовского образования по 24 экономически развитым странам мира.
3.Выделение базовых моделей. Выявление позитивного опыта.
Содержание лекции
Краткая характеристика систем профессионального образования в мире
Говоря о различных типах систем образования, следует обозначить сферы, в которых мы можем наблюдать эти различия. Ими являются:
Уровни и квалификации
Направления подготовки
Измерение учебной трудоемкости
Система оценок
1. Уровни и квалификации
Среднее образование
Россия
единые учебные планы и программы
универсальный характер школьного аттестата
аттестат о среднем образовании одинаково приемлем при поступлении в вузы любого профиля
Зарубежные страны
профилированный характер заключительного этапа среднего образования
профилизация определенным образом фиксируется в выпускном документе
при приеме в вузы предпочтение отдается выпускникам школ с соответствующей специализацией
Начальное профессиональное + среднее образование
Россия
средние профессионально-технические училища
3 года
Аттестат о среднем (полном) общем образовании выдается вместе со свидетельством о профессиональной квалификации
Зарубежные страны
профессиональные школы разного уровня со сроком обучения 2-3 года
ограниченность общеобразовательной компоненты
профессиональное свидетельство или диплом
ограниченные возможности для поступления в вузы
Среднее профессиональное образование
Россия
срок обучения от 2 до 5 лет
диплом о среднем профессиональном образовании (базовый уровень)
диплом о среднем профессиональном образовании (повышенный уровень)
право поступления в любой вуз
право обучения по сокращенной программе при сохранении направления подготовки
Зарубежные страны
среднее специальное образование не выделяется в качестве отдельного вида обучения, подготовка специалистов среднего звена проводится в высших учебных заведениях разного уровня
зарубежные дипломы, выдаваемые по окончании профессиональных учебных заведений со сроками обучения 4-5 лет на базе неполного среднего образования и 2-3 года после полной средней школы
Высшее образование
Россия
диплом о неполном высшем профессиональном образовании
диплом .бакалавра
диплом специалиста с высшим профессиональным' образованием
диплом Магистра
Зарубежные страны
к высшему образованию относятся все виды обучения и профессиональной подготовки после средней школы со сроками обучения от 2 лет и более при условии, что их составной частью является изучение общенаучных (фундаментальных) дисциплин
ступенчатая (цикличная) структура организации высшего образования (иерархия уровней и соответствующих им дипломов)
Образование, педагогика, воспитание:
Сущность понятия урок в современном ракурсе
В данной главе рассматривается и анализируется современный урок истории. Здесь автор анализирует сущность самого понятия урок, рассматривает проблемы связанные со структурой, типом и классификацией современного урока истории. Значительное место в данной главе уделяется проблеме подготовке учителя к ...
Дидактическая игра как основной метод воспитания сенсорной культуры детей младшего
дошкольного возраста
Могучим средством воспитания детей младшего дошкольного возраста является дидактическая игра и упражнения. Недаром этот возраст называют возрастом игры. Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для ребенка младшего дошкольного возраста наиболее подходящей формой обучения. Игра ...
Методика обучения английскому языку как второму иностранному
разработанная с учетом результатов исследования
Английский язык, как второй иностранный язык, изучается на базе углубленного изучения французского или немецкого языка языка с первого класса. Изучение начинается с шестого класса, когда у учеников уже сформированы навыки и умения на первом иностранном языке. В течение шести лет учащиеся имеют два ...