Золотая педагогика

Понятие и критерии педагогических технологий

Другое о педагогике » Педагогика высшей школы » Понятие и критерии педагогических технологий

Страница 7

Л.С. Выготский сформулировал очень важное положение о двух уровнях умственного развития: уровень актуального развития и уровень, определяющий зону ближайшего развития. Этот второй уровень психического развития достигается ребенком в сотрудничестве со взрослым не путем прямого подражания его действиям, а решением задач, соответствующих его интеллектуальным возможностям. В аптекеhttps://evropharm.ru/ можно купить любые лекарства

Последователи идей Л.С. Выготского – Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов – сформулировали следующие дидактические принципы развивающего обучения –

– обучение на более высоком уровне трудности;

– изучение материала более быстрыми темпами;

– ведущая роль теоретических знаний, обобщений, развивающих мышление ребенка.

Система развивающего обучения В.В.Давыдова противопоставлена им существующей системе обучения прежде всего по принципиальному направлению познания – от общего к частному, от абстрактного к единичному. Такое понимание основывается на иной, собственно психологической интерпретации существующих дидактических принципов.

Итак:

– цель развивающего обучения направлена на реализацию потенциальных возможностей личности в период ее наиболее интенсивного психического развития, а именно, во время начального образования;

– важнейшее условие развивающего обучения – ориентация личности “на зону ближайшего развития”, что позволяет полнее и ярче раскрыться потенциальным возможностям ребенка;

– обучение осуществляется в форме вовлечения учащегося в различные виды деятельности; усвоение знаний представляется как процесс и результат деятельности ученика;

– достоинствами развивающего обучения являются развитие познавательной самостоятельности и творческой активности обучающегося, формирование нравственных убеждений.

Проблемное обучение

Проблемное обучение – это “тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая поисковая деятельность обучаемых с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов обучения построена с учетом принципов целеполагания и проблемности”. Для этого вида обучения характерно, что знания и способы деятельности не даются в готовом виде, а являются в большей степени предметом поиска самими учащимися. Преподаватель раскрывает возможные общие направления такого поиска, отмечает ложные пути, а обучающиеся пытаются сами решить проблему с помощью эвристических подсказок преподавателя. Процесс проблемного обучения уподобляется научному поиску.

Но и в настоящее время нет единой теории проблемного обучения. И как следствие этого существуют различные точки зрения на основополагающее понятие этой теории – “проблемная ситуация”. А именно:

– ситуация, характеризующая определение психического состояния субъекта, возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия новых знаний о предмете.

– интеллектуальное затруднение, когда человек не может объяснить явление, факт . известным ему способом действия ;

явно или смутно осознанное субъектом затруднение, пути преодоления которого требуют поиска новых знаний, способов деятельности;

начальный момент мыслительного процесса.

Основой создания проблемной ситуации служит противоречие. Важнейшим условием возникновения ситуации является наличие интереса. В педагогической литературе описано много всевозможных приемов создания. Загадки и хитрые вопросы, элементы историзма, необычное начало занятий и т.д.

Педагогами раскрыто большое разнообразие приемов создания проблемных ситуаций. При этом наиболее часто высказывается мнение, что основополагающим принципом их создания является соответствие специфике конкретного учебного материала. Но практическое решение определения специфики, а тем более, вопросы соответствия конкретной проблемной ситуации учебному материалу в дидактике остаются открытыми. Как отмечает А.М.Матюшкин, «подбор проблемных ситуаций определяется случайными факторами, происходит только лишь эмпирическим путем и предоставлен, в основном, творческой интуиции преподавателя». В связи с этим следует сказать об ограничениях использования проблемного обучения: построить всю дисциплину на идее проблемного обучения весьма сложно, это связано с полным пересмотром целей и содержания обучения;

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Образование, педагогика, воспитание:

Особенности развития речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием
Психолого-педагогический подход к анализу речевых нарушений является приоритетным направлением отечественной логопедии. В рамках этого направления анализируется развитие языка у детей с речевыми нарушениями. Проведенный в 60-х годах лингвистический анализ речевых нарушений у детей, страдающих разны ...

Интенсивная методика
В современных условиях быстрого развития науки и техники проблема перехода на интенсивный путь развития стоит и решается во всех сферах общества и на всех этапах формирования личности и специалистов. Также актуальна она и для обучения иностранным языкам. Поиски оптимальных путей решения этого вопро ...

Развитие речи детей младшего школьного возраста на специальных занятиях
Специальные уроки развития речи традиционно включалются в учебные планы школ для детей с нарушениями интеллекта, что объясняется исключительной ролью речи в развитии психики умственно отсталого ребенка. На таких уроках, называющихся «Развитие речи на основе ознакомления с явлениями и предметами окр ...

Навигация по сайту

© 2020 Copyright www.ecsir.ru