Золотая педагогика

Понятие и критерии педагогических технологий

Другое о педагогике » Педагогика высшей школы » Понятие и критерии педагогических технологий

Страница 6

Кроме того, оно способствует: развитию творческих способностей; технического мышления; воспитанию культуры умственного труда; стремлению к самостоятельному приобретению знаний, в целом – к самообразованию; решению профориентационных задач, воспитанию любви к избранной профессии.

Дифференцированное обучение

В противовес малой разработанности проективного обучения в отечественной психолого-педагогической литературе широко представлены теоретические и практические разработки дифференцированного обучения. Определение его можно свести к двум позициям.

Первая – связана с профессиональной направленностью обучающихся и ведет к разделению школ по направлениям будущей специальности, то есть происходит дифференциация содержания образования. Авторами такого определения являются А.Е.Бибик, Л.Я.Зорина, М.П.Кашина, Л.М.Фридман.

Принципы построения системы обучения, дифференцированной по направлениям будущей специальности:

– некоторые педагоги предлагают построить эту систему по научно-теоретическим отделениям (физико-математическому, химическому, биологическому и гуманитарному).

– другие считают возможным дифференцировать старшие классы по научно-техническим направлениям производственного обучения, положив в основу особенности технологических процессов.

Вторая позиция сводится к особой организации обучения, характеризующейся прежде всего принципом индивидуализации. В.И. Загвязинский считает: “Цель дифференцированного обучения не столько в обеспечении необходимого уровня знаний, сколько в обеспечении наибольших сдвигов в развитии каждого”.

В русской классической педагогике вопросы индивидуального подхода учащихся через дифференциацию разработал К.Д.Ушинский. Ему принадлежит идея осуществления индивидуального подхода к ученикам в условиях коллективной работы класса.

Дальнейшее развитие теория дифференцированного обучения получила в работах Ю.К. Бабанского, И.Д. Бутузова, М.Д. Виноградовой, И.М. Чередова и др. Педагоги-исследователи рассматривают индивидуально-дифференцированный подход как единство двух тенденций: индивидуализации отдельных неповторимых сторон личностей, дифференциации, повторяющихся, типичных качеств. На практике это выглядит так: “Осуществив дифференциацию внутри более гомогенных групп учащихся, педагог осуществляет индивидуальный подход к обучающимся путем вариации учебных заданий, способов изложения учебного материала и др. с целью повышения эффективности учебного процесса”.

Развивающее обучение

В то же время в педагогике известна теория обучения, внедрение которой ограничивается рамками начального образования. Это теория развивающего обучения, ориентированная на развитие и реализацию потенциальных возможностей и способностей личности.

Подлинно научное обоснование этой теории впервые дано в трудах Л.С. Выготского. Согласно его точки зрения, обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии ребенка, «ибо обучение идет впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования».

В связи с этим Л.С. Выготский предлагает ориентировать обучение не на сложившиеся особенности умственного развития, а на еще только складывающиеся, “не приспосабливать содержание обучения к способностям, а вводить такое содержание, которое требовало бы новых, более высоких форм мыслей”. Переход процессов мышления на новую ступень и составляет основное содержание развивающего обучения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Образование, педагогика, воспитание:

Методика освоения способов словообразования
Исследование грамматического строя речи учащихся включает изучение следующих умений школьников: словообразование существительных, прилагательных и глаголов, употребление падежей, категории числа существительных, овладение согласованием разных частей речи, а также умения употреблять простые и сложны ...

Характеристика быстроты как двигательного качества
Хоккей является средством развития быстроты. Быстрота — способность человека совершать те или иные действия, физические упражнения в минимальный для данных условий отрезок времени. Быстрота — способность человека выполнять движения в наикратчайшее время. Высокая пластичность и большая подвижность н ...

Социально-педагогическая программа коррекции детско-родительских отношений
Механизмы интеграции семьи, в частности взаимоотношения между ее членами, играют огромную роль в воспитательном процессе. Их нарушение влечет за собой значительные неблагоприятные последствия. Тот факт, что многие родители не знают эмоциональных потребностей своих детей и не обладают необходимыми н ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru