Золотая педагогика

Понятие и критерии педагогических технологий

Другое о педагогике » Педагогика высшей школы » Понятие и критерии педагогических технологий

Страница 9

Активное обучение

Надо отметить, что к настоящему моменту накопился огромный опыт в области активизации учебного процесса путем внедрения методов активного обучения (МАО). К ним относятся деловые игры, анализ конкретных ситуаций, игровое проектирование, проблемные и другие виды нетрадиционных лекций, дискуссий и т.п.

Практика использования МАО, а также теоретическое осмысление этой проблемы нашли отражение в работах отечественных авторов: Ю.С.Арутюнова, А.А.Вербицкого, Н.В.Борисовой, А.А.Соловьевой, В.Н.Буркова, П.И.Пидкасистого, В.И.Рыбальского, А.М.Смолкина, И.М.Сыроежина, Ж.С.Хайдарова и др., а также в публикациях зарубежных исследователей, таких как И.Асса, Ж.Брюнетьер, К.Гринблат, Р.Г.Грэм и др.

Опыт активного обучения во всех звеньях системы профессионального образования показывает, что с помощью его форм, методов и средств можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, трудно достижимых в традиционном обучении:

– формировать познавательные и профессиональные мотивы и интересы;

– давать целостное представление о профессии;

– развивать системное мышление специалиста;

– учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения;

– овладевать методами моделирования, в том числе математического, инженерного и социального.

В настоящее время вряд ли можно назвать учебное заведение, в котором не использовались бы МАО. Однако их применение сопровождается определенными ограничениями:

– комплексное использование различных форм, методов и средств активного обучения в органическом сочетании с традиционным обучением составляет редкое явление;

– слабо налажены информирование, тиражирование разработок МАО.

Игровое обучение

Игра в широком смысле представляет собой одну из всеобщих форм практики, познания и общения людей. В ней приобретается опыт, вырабатываются навыки общения, развивается эмоциональная сфера, проявляются индивидуальные качества и способности личности. В теорию и практику игрового обучения внесли свой значительный вклад выдающиеся педагоги - К.Д.Ушинский, С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др. В настоящее время в педагогической литературе широко исследуются возможности игровых форм обучения, их эффективность, достоинства и недостатки. Игровая форма обучения заключается в организации и проведении учебных игр. Это активная самостоятельная деятельность, направленная на усвоение конкретных знаний, умений и навыков и их применение в процессе достижения целей игры.

Принципы игрового обучения:

· активность; · динамичность; · занимательность; · коллективность; · имитационное моделирование явлений окружающей или воображаемой действительности; · исполнение ролей, основанное на игровом моделировании человеческой деятельности; · обратная связь; · проблемность; · результативность, которая позволяет представить учебную игру как продуктивную деятельность.

В класс учебных игр можно объединить три основных вида: имитационные, символические и исследовательские.

Первые хорошо известны из психолого-педагогической литературы по деловым и управленческим играм (В.Н.Бурков, А.Г.Ивановский, А.А.Вербицкий, Н.В.Борисова, Г.П.Щедровский, В.М.Ефимов, В.Ф.Комаров, Р.Ф.Жуков, В.И.Рыбальский, А.М.Смолкин, И.М.Сыроежин и др.). Наибольшее распространение в практике вузовского обучения получили деловые игры, представляющие собой воссоздание содержания, условий и технологий будущей профессиональной деятельности, ее предметного и социального контекстов.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Образование, педагогика, воспитание:

Изучение особенностей развития некоторых сторон позновательной деятельности детей с недостатками слуха дошкольного и младшего школьного возраста
Теоретические положения Л. С. Выготского о сложной структуре аномального развития ребенка, разграничении первичных и вторичных нарушений в психическом развитии способствовали нового подхода к рассмотрению особенностей позновательной деятельности детей с недостатками слуха ( Р.М.Боскис, Т.А.Власова, ...

Технология педагогического взаимодействия как условие эффективной педагогической деятельности
Педагогическое общение – специфическая форма общения, имеющая свои особенности и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты. Педагогическо ...

Главные задачи и основы содержания уроков чтения
Уроки чтения являются действенным средством нравственного, эстетического и экологического воспитания умственно отсталых учащихся. Именно на этих занятиях дети начинают осознавать красоту родной природы, знакомятся с историей России, с различными поступками взрослых и детей, учатся давать им оценку. ...

Навигация по сайту

© 2019 Copyright www.ecsir.ru