Активное обучение
Надо отметить, что к настоящему моменту накопился огромный опыт в области активизации учебного процесса путем внедрения методов активного обучения (МАО). К ним относятся деловые игры, анализ конкретных ситуаций, игровое проектирование, проблемные и другие виды нетрадиционных лекций, дискуссий и т.п.
Практика использования МАО, а также теоретическое осмысление этой проблемы нашли отражение в работах отечественных авторов: Ю.С.Арутюнова, А.А.Вербицкого, Н.В.Борисовой, А.А.Соловьевой, В.Н.Буркова, П.И.Пидкасистого, В.И.Рыбальского, А.М.Смолкина, И.М.Сыроежина, Ж.С.Хайдарова и др., а также в публикациях зарубежных исследователей, таких как И.Асса, Ж.Брюнетьер, К.Гринблат, Р.Г.Грэм и др.
Опыт активного обучения во всех звеньях системы профессионального образования показывает, что с помощью его форм, методов и средств можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, трудно достижимых в традиционном обучении:
– формировать познавательные и профессиональные мотивы и интересы;
– давать целостное представление о профессии;
– развивать системное мышление специалиста;
– учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения;
– овладевать методами моделирования, в том числе математического, инженерного и социального.
В настоящее время вряд ли можно назвать учебное заведение, в котором не использовались бы МАО. Однако их применение сопровождается определенными ограничениями:
– комплексное использование различных форм, методов и средств активного обучения в органическом сочетании с традиционным обучением составляет редкое явление;
– слабо налажены информирование, тиражирование разработок МАО.
Игровое обучение
Игра в широком смысле представляет собой одну из всеобщих форм практики, познания и общения людей. В ней приобретается опыт, вырабатываются навыки общения, развивается эмоциональная сфера, проявляются индивидуальные качества и способности личности. В теорию и практику игрового обучения внесли свой значительный вклад выдающиеся педагоги - К.Д.Ушинский, С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др. В настоящее время в педагогической литературе широко исследуются возможности игровых форм обучения, их эффективность, достоинства и недостатки. Игровая форма обучения заключается в организации и проведении учебных игр. Это активная самостоятельная деятельность, направленная на усвоение конкретных знаний, умений и навыков и их применение в процессе достижения целей игры.
Принципы игрового обучения:
· активность; · динамичность; · занимательность; · коллективность; · имитационное моделирование явлений окружающей или воображаемой действительности; · исполнение ролей, основанное на игровом моделировании человеческой деятельности; · обратная связь; · проблемность; · результативность, которая позволяет представить учебную игру как продуктивную деятельность.
В класс учебных игр можно объединить три основных вида: имитационные, символические и исследовательские.
Первые хорошо известны из психолого-педагогической литературы по деловым и управленческим играм (В.Н.Бурков, А.Г.Ивановский, А.А.Вербицкий, Н.В.Борисова, Г.П.Щедровский, В.М.Ефимов, В.Ф.Комаров, Р.Ф.Жуков, В.И.Рыбальский, А.М.Смолкин, И.М.Сыроежин и др.). Наибольшее распространение в практике вузовского обучения получили деловые игры, представляющие собой воссоздание содержания, условий и технологий будущей профессиональной деятельности, ее предметного и социального контекстов.
Образование, педагогика, воспитание:
Значение и особенности применения дидактических игр на уроках информатики
Современный период развития цивилизационного общества по праву называется этапом информатизации. Характерной чертой этого периода является тот факт, что доминирующим видом деятельности в сфере общественногo производства, повышающим его эффективность и наукоемкость становится сбор, продуцирование, о ...
Понятие «аутентичный текст»
Проблема аутентичных материалов (текстов, в нашем случае), используемых в обучении иностранным языкам, вызывает много разногласий сама по себе. Само понятие «аутентичный текст» появилось в методике не так давно, что связано с современной постановкой целей обучения иностранному языку. В настоящее вр ...
Учебно-методический комплекс по русскому языку авторов Л.М. Зелениной и
Т.Е. Хохловой
Нами был проанализирован еще один учебно-методический комплекс по русскому языку авторов Л.М. Зелениной и Т.Е. Хохловой. Этот курс построен на познавательной активности и самостоятельности учащихся. Младшие школьники в ходе обучения открывают для себя родной язык как предмет изучения, предмет анали ...