Золотая педагогика

Понятие и критерии педагогических технологий

Другое о педагогике » Педагогика высшей школы » Понятие и критерии педагогических технологий

Страница 5

– мелкие дозы учебного материала обеспечивают его обязательное усвоение;

– программированное обучение обеспечивает оперативную обратную связь, индивидуализацию обучения;

– оно позволяет повысить качество управления процессом усвоения знаний.

Но при всех достоинствах, программированное обучение подвергается критике за то, что малые дозы получаемых знаний не позволяют обучающимся видеть общие цели. То тормозит формирование целостного взгляда на окружающий мир и связей между явлениями, ограничивает развитие интеллекта, творческого мышления. А самое главное, также как и теория поэтапного формирования умственных действий, не ликвидирует коренного недостатка традиционного обучения — плохого управления внутренней психологической деятельностью, не обеспечивает развитие личностных качеств обучаемых.

Личностно-деятельностное обучение

В отечественной психолого-педагогической литературе проблема личностного развития освещается многими учеными и представлена в теории личностно-ориентированного (И.С.Якиманская) или личностно-деятельностного (И.А.Зимняя) обучения. В центре такого обучения (на всех уровнях образования) находится сам обучающийся, его мотивы, цели, психологический склад: он выступает не объектом воздействий, а субъектом познавательной деятельности. Студенты вовлекаются преподавателем в различные виды деятельности с учетом их способностей и потребностей. Образуется как бы соавторство в поиске истины, что способствует развитию творческой индивидуальности каждого. Весь учебный процесс преломляется через призму личности обучающегося. Учет индивидуально-психологических особенностей осуществляется через содержание и форму самих учебных занятий. Личностно-деятельностное обучение означает переориентацию учебного процесса на постановку и решение самими студентами конкретных задач.

Проективное обучение

Исходя из идей основателя проективной психологии К.Г.Юнга и исследователя в образовании В.Х.Килпатрика, Г.Л.Ильин развивает теорию проективного образования.

Цель ее – формирование и развитие способностей обучающегося извлекать самостоятельно знания из информации, генерировать идеи, проекты в социальном контексте. Содержание образования выступает как проект, инициированный и определяемый самим учащимся, его потребностями и целями, способностями и возможностями.

Образование в таком понимании – это проектирование человеком своей жизнедеятельности.

Очевидно, что проективное образование – элитарное, персонифицированное, ориентирован на относительно высокий исходный уровень развития мышления обучающегося, наличие у него внутренней потребности в дальнейшем образовании, предполагает владение навыками методологического исследования. Поэтому предпочтительная сфера его применения – последипломное образование, повышение квалификации. Эпизодически оно используется на этапе преддипломной подготовки специалиста и реализуется посредством учебного проектирования, которое в определенном объеме осуществляется в процессе преподавания общетехнических и специальных предметов в виде курсовых и дипломных работ. Проективное обучение, характеризуется высокой степенью самоуправления и самоорганизации, носит контекстный характер.

Рассмотрим подробнее значение и функции учебного проектирования, выделив при этом учебно-познавательный и воспитательно-развивающий аспекты. В процессе учебного проектирования прежде всего осуществляется закрепление, углубление, систематизация и обобщение проектно-конструкторских умений и навыков применительно к основным (для осваиваемой специальности) производственно-техническим, технологическим, организационным и экономическим ситуациям. Учебное проектирование обеспечивает закрепление и углубление изученного материала.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Образование, педагогика, воспитание:

Использование видеометода в современном учебном процессе
В современной школе значительно расширился арсенал средств обучения, повседневно применяемых учителем в учебно-воспитательной работе. Педагогический принцип наглядности обучения требует постоянного совершенствования средств обучения, использования в школе наглядных пособий, соответствующих уровню р ...

Методические рекомендации по подбору дидактических игр и руководство ими
Подбор дидактических игр для обучения детей математике проводится в соответствии с программными требованиями. Каждая дидактическая игра должна быть направлена на решение той или иной учебной задачи. При подборе игр необходимо учитывать особенности участия в них детей, интерес к различным играм и уп ...

Понятие о технологии конструирования педагогического процесса
Одним из решающих условий успешного протекания педагогического процесса является его конструирование, включающее в себя анализ, диагностику, определение прогноза и разработку проекта деятельности. На этом этапе решения педагогической задачи можно выделить тесно связанные между собой виды деятельнос ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru