– принудительная активизация мышления и поведения обучаемых, что предполагает со стороны преподавателя создание таких условий, в которых обучаемый пассивен;
– активность обучаемых (все ее виды) сопоставима с активностью преподавателя;
– взаимодействие обучаемых между собой и/или с преподавателем;
– повышенная степень мотивации, эмоциональности, творческий характер занятий;
– приобретение и/или развитие профессиональных, интеллектуальных, поведенческих навыков и умений в сжатые сроки;
– наличие предпосылок для поэтапной оценки успешности и полноты усвоения учебного материала.
В основу классификации положено два признака:
– наличие модели (предмета или процесса деятельности) и
– наличие ролей (характер общения обучаемых).
По признаку воссоздания (имитации) контекста профессиональной деятельности, ее модельного представления в обучении все технологии активного обучения делятся на имитационные и неимитационные.
Неимитационные технологии не предполагают построения модели изучаемого явления, процесса или деятельности. Активизация достигается здесь за счет отбора проблемного содержания обучения, использования особым образом организованной процедуры ведения занятий, применения технических средств и обеспечения преподавателя и слушателей. К неимитационным технологиям относятся проблемные лекции, семинар-дискуссия с “мозговым штурмом” или без него, различные дидактические игры, выездное практическое занятие, программированное обучение, письменные работы различного типа, стажировка без выполнения должностной роли.
В основе имитационных технологий обучения лежит имитационное или имитационно-игровое моделирование, то есть воспроизведение в условиях обучения с той или иной мерой адекватности процессов, происходящих в реальной системе. Построение моделей и организация работы слушателей с ними дают возможность отразить в учебном процессе различные виды контекста и формировать опыт в условиях квазипрофессиональной деятельности.
Имитационные технологии делятся на игровые и неигровые. Неигровые технологии представлены большой группой конкретных ситуаций (КС), (кейс-стади) представляет собой изучение и принятие решений по ситуации, которая возникла в результате происшедших событий или может возникнуть при определенных обстоятельствах в конкретной организации в тот или иной момент. Этот метод развивает аналитическое мышление слушателей, позволяет выбирать критерии нахождения оптимального решения.
Различают четыре вида КС: ситуация-проблема, в которой обучаемые находят причину возникновения описанной ситуации, ставят и разрешают проблему; ситуация-оценка, в которой дается оценка принятым решениям; ситуация-иллюстрация, служащая примером при изучении курса, темы; ситуация-упражнение, в которой учатся решать задачи, используя метод аналогии.
По способу представления различаются следующие виды КС: классическая ситуация, «живая», инцидент, разбор служебной документации и действия по инструкции. Выбор вида конкретной ситуации зависит от характера целей изучения темы, уровня подготовки обучаемых, наличия иллюстративного материала, технических средств, компьютеров.
К игровым имитационным технологиям можно отнести:
стажировка с выполнением должностной роли,
имитационный тренинг с использованием тренажеров различного типа,
разыгрывание ролей (инсценировки)
игровое проектирование,
деловые игры,
Образование, педагогика, воспитание:
Коррекция психофизических недостатков умственно
отсталых младших школьников средствами физических упражнений
Учитывая состояние диагностики состояния физического развития умственно отсталых младших школьников мы проводили уроки ритмики в течение третьей четверти 2000/2001 учебного года, используя упражнения, предложенные Е.С. Черником ( ), музыкально-двигательные упражнения Е.П. Раевской ( ), занятия ритм ...
Характеристика педагогических факторов эксперимента
Сопутствующими (или побочными) факторами называются все те, которые должны быть уравнены, чтобы создать доказательность действия причинного экспериментального фактора. Следует помнить, что они могут оказывать существенное влияние на результаты учебно-воспитательного процесса. Именно поэтому они дол ...
Характеристика задач музыкального образования и проблема оценки результатов
Основными задачами музыкального воспитания являются следующие (Радынова О.П.): развивать музыкальные и творческие способности детей с учетом возможностей каждого ребенка с помощью различных видов музыкальной деятельности; сформировать начала музыкальной культуры, способствовать формированию общей д ...