Золотая педагогика

Содержание географических представлений

Страница 1

Взаимодействие человека с природой не может остаться в стороне от познания ребенком окружающего мира. Конкретные примеры использования человеком природных ресурсов, последствия этого воздействия на природу и на здоровье людей могут быть взяты на вооружение дошкольной педагогикой с целью формирования у детей начальной позиции по этому вопросу. Цель экологического воспитания детей — формирование начал экологической культуры, что позволит в дальнейшем, в соответствии с концепцией общего среднего экологического образования, успешно усваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общечеловеческие ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры, гуманистические качества в человеке. В процессе экологического воспитания дошкольника, прежде всего, должно уделяться внимание следующим вопросам:

• Понимание самоценности природы.

• Осознание ребенком себя как части природы.

• Воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам животных, вне зависимости от наших симпатий и антипатий.

• Понимание того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения: происходит "цепная реакция".

• Воспитание у детей активной жизненной позиции.

• Обучение азам элементарной экологической безопасности.

• Формирование первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту.

• Формирование экологически грамотного поведения в быту, на природе.

• Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, понимание зависимости его состояния от действий человека (в том числе и ребенка).

• Понимание неповторимости, красоты окружающего мира.

Вклад географии в эту область трудно переоценить. В соответствии с целями обучения географии в основу ее содержания положена идея экологизации. Все экологические вопросы, рассматриваемые в связи с географией можно разделить на три группы.

Схема 1.

В ДОУ наиболее традиционной является изучение первой группы вопросов, которые касаются охраны отдельных компонентов природы (воздуха, атмосферы, растительности, животного мира и пр.) Менее представлена вторая группа вопросов, в которой проводится ресурсный подход к изучению природы, ресурсопользованию.

Третья группа вопросов образует собственно экологическую "составляющую", поскольку они касаются охраны среды обитания и деятельности человека. Введение этих вопросов в программу экологического воспитания дошкольника — дело новое и перспективное.

Содержание работы по формированию географических представлений об окружающей среде отражено в Едином государственном образовательном стандарте, а также в некоторых современных программах воспитательно-образовательной работы с детьми, таких как "Юный эколог" С.Н.Николаевой, "Мы" Н.Н.Кондратьевой, раздел "Ребенок познает окружающий мир" - программы "Детство" и должно быть подчиненно принципам научности, доступности и принципу воспитывающего и развивающего характера знаний.

Принцип научности заключается:

1. Во включении основных идей и географических понятий в содержание знаний дошкольника.

2. В формировании понимания детьми идеи единства и взаимосвязи всех явлений в природе.

Второй принцип, лежащий в основе отбора содержания знаний при составлении программы, — это принцип доступности. Согласно данному принципу, для дошкольников отбираются знания, доступные освоению ими в соответствии с особенностями и возможностями детской познавательной деятельности. Действие этого принципа хорошо просматривается в содержании и характере знаний для определенной возрастной группы. Принцип доступности прослеживается при определении системы познавательных умений, осваиваемых детьми.

Страницы: 1 2

Образование, педагогика, воспитание:

Экспериментальное исследование эффективности применения дидактических игр в процессе обучения информатике
Планирование экспериментальной части данного исследования осуществлялось с учётом основных требований к логике и организации педагогического эксперимента: определили цель, гипотезу, задачи, методы эксперимента и т.д. Перейдём к их конкретному описанию. Целью экспериментальной части исследования яви ...

Технологии обучения истории
В методической литературе на сегодняшний день довольно мало информации о новейших технологиях преподавания Автор настоящей работы приводит наиболее доступные данные. Технология - это совокупность форм, методов, приемов и средств, применяемых в какой-либо деятельности. (См. А.В. Хуторской "Мето ...

Значение обучения неслышащих детей устной речи
Определяя задачи обучения неслышащих детей произношению, прежде всего, следует напомнить о двоякой функции устной речи, которая, одной стороной, обращена к слушающему, а другой — к самому говорящему. От качества фонетического оформления речи глухого зависит (при прочих равных условиях) в какой степ ...

Навигация по сайту

© 2020 Copyright www.ecsir.ru