Взаимодействие человека с природой не может остаться в стороне от познания ребенком окружающего мира. Конкретные примеры использования человеком природных ресурсов, последствия этого воздействия на природу и на здоровье людей могут быть взяты на вооружение дошкольной педагогикой с целью формирования у детей начальной позиции по этому вопросу. Цель экологического воспитания детей — формирование начал экологической культуры, что позволит в дальнейшем, в соответствии с концепцией общего среднего экологического образования, успешно усваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общечеловеческие ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры, гуманистические качества в человеке. В процессе экологического воспитания дошкольника, прежде всего, должно уделяться внимание следующим вопросам:
• Понимание самоценности природы.
• Осознание ребенком себя как части природы.
• Воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам животных, вне зависимости от наших симпатий и антипатий.
• Понимание того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения: происходит "цепная реакция".
• Воспитание у детей активной жизненной позиции.
• Обучение азам элементарной экологической безопасности.
• Формирование первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту.
• Формирование экологически грамотного поведения в быту, на природе.
• Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, понимание зависимости его состояния от действий человека (в том числе и ребенка).
• Понимание неповторимости, красоты окружающего мира.
Вклад географии в эту область трудно переоценить. В соответствии с целями обучения географии в основу ее содержания положена идея экологизации. Все экологические вопросы, рассматриваемые в связи с географией можно разделить на три группы.
Схема 1.
В ДОУ наиболее традиционной является изучение первой группы вопросов, которые касаются охраны отдельных компонентов природы (воздуха, атмосферы, растительности, животного мира и пр.) Менее представлена вторая группа вопросов, в которой проводится ресурсный подход к изучению природы, ресурсопользованию.
Третья группа вопросов образует собственно экологическую "составляющую", поскольку они касаются охраны среды обитания и деятельности человека. Введение этих вопросов в программу экологического воспитания дошкольника — дело новое и перспективное.
Содержание работы по формированию географических представлений об окружающей среде отражено в Едином государственном образовательном стандарте, а также в некоторых современных программах воспитательно-образовательной работы с детьми, таких как "Юный эколог" С.Н.Николаевой, "Мы" Н.Н.Кондратьевой, раздел "Ребенок познает окружающий мир" - программы "Детство" и должно быть подчиненно принципам научности, доступности и принципу воспитывающего и развивающего характера знаний.
Принцип научности заключается:
1. Во включении основных идей и географических понятий в содержание знаний дошкольника.
2. В формировании понимания детьми идеи единства и взаимосвязи всех явлений в природе.
Второй принцип, лежащий в основе отбора содержания знаний при составлении программы, — это принцип доступности. Согласно данному принципу, для дошкольников отбираются знания, доступные освоению ими в соответствии с особенностями и возможностями детской познавательной деятельности. Действие этого принципа хорошо просматривается в содержании и характере знаний для определенной возрастной группы. Принцип доступности прослеживается при определении системы познавательных умений, осваиваемых детьми.
Образование, педагогика, воспитание:
Характеристика типичных нарушений графомоторных навыков
у детей с нарушениями интеллекта и причин их возникновения
Низкая способность к анализу и синтезу визуально поступающей информации, сниженная дифференцированность зрительного восприятия и анализа, неумением подчинить восприятие поставленной задаче, низкий уровень осмысления наглядно и на слух воспринимаемого материала осложняют у младших школьников с наруш ...
Структура организаторской деятельности и ее особенности
Организаторская деятельность, будучи отнесенной к отдельному человеку, есть не что иное, как система взаимосвязанных действий (технологий), направленных на объединение групп людей для достижения общей цели. Особое место организаторская деятельность занимает в структуре целостной деятельности педаго ...
Разработка урока по истории средних веков с
использованием наглядного метода обучения
Тема урока: Открытие Америки и морского пути в Индию. Цель урока: познакомить учащихся с причинами Великих географических открытий, их ходом, итогами и значением. Задачи: 1. Образовательная: Изучить экспедицию Ф. Магеллана, Васко да Гамы, Хр. Колумба. 2. Развивающая: развивать умение работы с текст ...