Рис. 2 Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента по методике "Выявление уровня развития диалогического общения детей (беседа по предложенной ситуации)"
После реализации развивающей программы в экспериментальной группе наметилась тенденция к повышению уровня развития диалогического общения среди испытуемых. На констатирующем этапе эксперимента дошкольников с высоким уровнем было 10% (1 человек), а на контрольном детей этой категории стало 50%, т.е. после проведенных развивающих занятий дети научились давать полные ответы, свидетельствующие о желании вступить в общение, самим задавать вопросы; для детей стали присущи такие характеристики, как доброжелательный, спокойный тон общения, внимание к речи собеседника, использование речевого этикета.
На констатирующем этапе эксперимента средний уровень развития диалогического общения имели 20% испытуемых, после проведенных занятий дошкольников этой категории стало 40%. Дети этой группы дают неполные ответы, свидетельствующие о желании вступить в общение, самим задавать вопросы, использовать в разговоре речевой этикет; эти дети не всегда внимательны к речи собеседника и у них не всегда доброжелательный и спокойной тон общения. Проведенные развивающие занятия способствовали уменьшению количества испытуемых с низким уровнем развития диалогического общения, не способным самим вступать в контакт с окружающими, (с 70% на констатирующем этапе эксперимента до 10% на контрольном этапе). Для детей с низким уровнем развития диалогического общения характерны односложные ответы, свидетельствующие о нежелании или неумении строить полные речевые конструкции, задавать вопросы, использовать в речи формулы речевого этикета. Реализация развивающей программы способствовала тому, что большинство испытуемых, находящихся до проведения занятий на низком уровне, после их проведения переместились на средний, а также высокий уровни, а те дошкольники, которые на констатирующем этапе имели средний уровень развития диалогического общения на контрольном этапе переместились на высокий уровень. Таким образом, можно утверждать, что прослеживается положительная динамика в развитии диалогического общения испытуемых в выборке: владение речевыми оборотами для установления контакта, легкость контактирования, умение отвечать на вопросы, умение задавать вопросы в ходе диалога, умение слушать собеседника, умение своевременно вступить в диалог, умение завершать разговор.
3. Методика "Изучение речевых коммуникативных навыков" (по Ю.А. Афонькиной и Г.А. Урунтаевой). Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента по методике "Изучение речевых коммуникативных навыков" (по Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной) представлен в таблице 16 и на рисунке 3.
Таблица 16 Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента по методике "Изучение речевых коммуникативных навыков" (по Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной)
|
Уровни развития речевых коммуникативных навыков |
Экспериментальная группа (количество детей в %) |
Контрольная группа (количество детей в %) | ||
|
Констатирующий этап |
Контрольный этап |
Констатирующий этап |
Контрольный этап | |
|
Высокий |
10 |
50 |
20 |
20 |
|
Средний |
30 |
40 |
50 |
50 |
|
Низкий |
60 |
10 |
30 |
30 |
Образование, педагогика, воспитание:
Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе на уроках
окружающего мира
Большие возможности для развития умения применять полученные знания, выбирать рациональный способ решения учебной задачи дает курс «Окружающий мир» по программе «Начальная школа XXI века». Н.Ф. Виноградова обращает внимание на то, что наличие знаний, усвоение какой-либо информации является существе ...
Методикаформирования представлений о домашних животных у детей раннего возрастасредствами дидактической игры
Провели диагностику предложенную Е.В. Гончаровой и Л.В. Моисеевой. В процессе индивидуальных бесед малышам демонстрировались дидактические картинки игрушки-модели. Анализируя уровень знаний детей о животных, обращали внимание на следующие критерии: 1. Узнавание и называние животного. 2. Знание особ ...
Структура и классификация современного урока истории
Под структурой урока понимается сочетание определенных звеньев процесса обучения, обусловленное дидактической целью занятия и реализованное в конкретном типе урока. Структурные компоненты урока охарактеризованы ниже в порядке их использования в учебном процессе: 1. Организационный момент складывает ...