Таким образом, внеклассная работа по литературе становится эффективным звеном в учебно-воспитательном процессе и начинает играть действительно серьезную роль лишь при известных условиях, главные из них: массовость охвата знаниями всех учащихся, постоянная и планомерная связь с классной работой, системность и продолжительность, соответствие возрастным особенностям. В школах обычно проводится в той или иной форме внеклассная работа, но учителя нередко сталкиваются с трудностями, которые мешают осуществлять задуманное. Не в каждой школьной библиотеке есть книги, необходимые для подготовки внеклассных занятий, а иногда нет достаточного опыта их организации. Нередко получается, что учителя увлекаются внешней показной стороной мероприятий - насколько они ярки, красочны. Это ведет к ориентации на таланты. К подготовке привлекаются только испытанные "чтецы", "художники", "музыканты".
При организации мероприятия следует сосредоточить внимание на его содержании на том, каким воспитательным и образовательным целям оно служит, а не на внешней стороне.
Одной из проблем, которые возникают перед начинающим учителем, при проведении внеклассного мероприятия/является выбор формы.
Школа почти для каждого, оставаясь одним из самых сильных впечатлений, воспоминаний начала жизни, во многом определяет и жизнь последующую, лепит и формирует не окрепшую еще юную душу, подготавливая ее для будущих земных путей – дорог. В настоящее время факультативные занятия, спецкурсы, внеклассные мероприятия по литературному краеведению вошли в практику школ в качестве регионального компонента основной базисной программы. В методических статьях и пособиях освещен опыт проведения спецкурсов, отдельных занятий по литературе родного края.
Наиболее эффективными формами были признаны как традиционные (лекции, беседы, семинарские и практические занятия, диспуты и читательские конференции), так и нестандартные (музейные уроки, уроки в концертном зале, театре, уроки-фестивали детского творчества. Познавательных методик, литературные марафоны, литературные ринги, уроки-встречи с писателями, литературные и литературно-музыкальные салоны, гостиные и др.).
1. Урок-игра "Путешествие в мир литературных героев" (обычно в начале учебного года;
Урок-инсценировка.
Мини-спектакль на уроке литературы.
Брейн-ринг.
2. Урок-викторина.
3. Урок "Аукцион знаний".
4. Урок-конкурс знатоков.
5. Урок-выпуск литературного журнала.
Музейный урок.
Урок - литературный салон, литературная гостиная. Можно сказать, что некоторые из названных форм относятся больше к воспитательным мероприятием.
Телепередача, молодежное движение, организация, вид эстрадного искусства, КВН, викторина, беседа.
Как известно, Государственный стандарт общего образования по русскому языку и включает три компонента:
- федеральный компонент - устанавливается Российской Федерацией;
- региональный (национально-региональный) компонент - устанавливается субъектом Российской Федерации;
-компонент образовательного учреждения - самостоятельно устанавливается образовательным учреждением, в Федеральном базисном учебном плане определено соотношение между федеральным компонентом, региональным компонентом и компонентом образовательного учреждения.
Региональный компонент составляет не менее 10% от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательных предметов.
В пояснительной записке к Федеральному базисному учебному плану указывается, что «часы регионального (национально-регионального) компонента могут быть использованы в основной школе для углублённого изучения учебных предметов, факультативов дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и практикумов, проведения индивидуальных и групповых занятий, самостоятельной работы обучающихся в лабораториях, библиотеках, музеях. Каково же назначение НРК? Как подчёркивается в документах Министерства образования РФ «национально-региональный компонент обеспечивает особые потребности и интересы страны в лице субъектов Федерации и включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и культурное своеобразие региона». Подобная трактовка НРК общего образования делает целесообразным использование при его разработке культурологического подхода.
Образование, педагогика, воспитание:
Становление пейзажа как жанра изобразительного искусства
В переводе с французского слово “пейзаж” (paysage) означает “природа”. Именно так именуют в изобразительном искусстве жанр, главная задача которого - воспроизведение естественной или измененной человеком природы. Кроме того, пейзаж - это конкретное художественное произведение в живописи или графике ...
Разновидности дидактических игр
Многие ученые пытались дать определение понятию «игра». Старое определение игры, как всякой деятельности ребенка, не преследующей получение результатов, рассматривает все эти виды детской деятельности эквивалентными друг другу. Открывает ли ребенок дверь, играет ли в лошадки, с точки зрения взросло ...
Общая характеристика индивидуальной речевой деятельности в концепции И.А.
Зимней
Внутренний механизм, управляющий видами речевой деятельности, это – Высшая интегративная вербально-коммуникативная функция человека (ВКФ), которой выражается единство сознания и деятельности индивида, как системная целостность способностей когнитивной, и языковой форм сознания. ВКФ – интегративная ...