Золотая педагогика

Основные принципы внеклассной работы

Страница 1

Условием успешной реализации регионального компонента образованием является его кадровое и научно - методическое обеспечение. Способность учителя связать базовый (федеральный) компонент содержания образования с особенностями региона, его исторической, географической, экономической, социальной, экологической и культурной спецификой, является одной из ценностей образования. В связи с этим, немаловажной задачей является организация профессиональной подготовки педагогов по реализации регионального компонента.

Регионализация может осуществляться и через организацию внеклассной работы по предметам, что дает хороший педагогический эффект в формировании у учащихся знаний о регионе, поскольку позволяет поддерживать познавательную активность школьников; в отличие от уроков и элективных курсов менее жестко регламентирована программой и дает возможность изучения краеведческих и других дополнительных материалов на основе комплексного подхода с использованием знаний по различным предметам; позволяет использовать необходимые условия для работы с региональным материалом: специальное оборудование, конституции специалистов.

В методических статьях и пособиях освещен опыт проведения спецкурсов, отдельных занятий по литературе родного края. Наиболее эффективными формами были признаны как традиционные (лекции, беседы, семинарские и практические занятия, диспуты и читательские конференции),так и нестандартные (музейные уроки, уроки в концертном зале, театре, уроки-фестивали детского творчества, уроки с использованием игровых познавательных методик, литературные марафоны, литературные ринги, уроки-встречи с писателями, литературные и литературно-музыкальные салоны, гостиные и др.).

Значение внеклассной работы в школе может быть правильно определено лишь при учете тех требований, которые мы предъявляем к внеклассной работе вообще. Вопрос о подобных требованиях, казалось бы, прост и ясен. Однако, на самом деле в решении его - как в теории, так и в практике - нет достаточной четкости. Поэтому представляется нужным высказать здесь ряд соображений. В школьном учебно-воспитательном процессе изучение литературы занимает особое положение, что обусловлено спецификой самой литературы как учебного предмета. Знакомя учеников с художественными произведениями, преподаватель обязательно говорит - и этого почти не случается в преподавании других дисциплин – о людях, их качествах, их отношении к обществу, о дружбе, о любви, различных чертах человеческого поведения. Тем самым словесник учит своих воспитанников разбираться в людях, вырабатывает в них моральные принципы. Литература – это человековедение. Преподавание литературы становится в известном смысле обучением жизни. И никакой иной предмет в школе не может идти в сравнение с литературой по силе своего воспитательного воздействия. Однако воспитание не проходит само собой на уроках. Посредством одних уроков, как бы совершенны они не были, учитель не может решить многих важных задач нравственного воспитания, особенно актуальных сейчас. Перегруженность программы материалами, недостаток времени не позволяет в учебные часы уделять должное внимание тем многочисленным этическим проблемам, которые возникают перед школьниками в связи с изучением литературы. Поэтому учитель, который на деле хочет быть воспитателем, вынужден проводить занятия во внеурочное время.

Внеклассная работа, таким образом, становится органической частью педагогической деятельности учителя-словесника. Следует отметить также, что на уроке, касаясь различных нравственных проблем, ограничиваясь их обсуждением, ответы при этом и сочинения учеников далеко не всегда дают верное представление о том, насколько те или иные мысли стали в действительности убеждениями учеников, принципами их поведения. Конечно, при умелой организации урока в какой-то степени и на нем обнаруживаются глубина характера, личные взгляды ребят на жизнь. Тем не менее, чтобы узнать реальную цену словам о гуманизме, эгоизме, чуткости и т.д., нужно видеть ребят не только на классных занятиях. Качества ученика значительно определеннее раскрываются за пределами урока, в обстановке непринужденной, когда он занят, неучебным, в известной мере необязательным делом, которое к тому же заставляет его вступать в самостоятельный контакт с окружающими. На внеклассных занятиях учитель получает возможность полнее разобраться в характере ученика и решительнее воздействовать на формирование его личности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Образование, педагогика, воспитание:

Содержание и экспериментальное обоснование роли семейного физического воспитания в малокомплектной школе
На констатирующем этапе эксперимента мы провели диагностическую работу, которая состояла из двух частей: 1. Выявление потенциала семьи в формировании здорового смысла посредством традиционного семейного физического воспитания. 2. Изучение исходного уровня физической подготовленности школьников. Дан ...

Дидактическая игра на уроке труда
Подготовка младших школьников к трудовой деятельности остается одной из основных и актуальных задач современной школы. Началом такой подготовки является формирование у учащихся интереса к труду и потребности овладеть определенными трудовыми умениями. Наиболее успешному осуществлению данной цели спо ...

Методика применения дидактических игр на уроках математики в первом классе
Для младшего школьного возраста учение – новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между «внешним миром знания» и психикой ребёнка. Игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у младшего школьника страх неизвестности, пост ...

Навигация по сайту

© 2020 Copyright www.ecsir.ru