Следовательно, по сравнению с уроком, где преобладает "теория", внеклассные занятия могут стать своеобразной "практикой" нравственного воспитания. Но внеклассная работа необходима словеснику не только в воспитательных целях.
Имеется также ряд жизненно важных практических навыков, развитие которых должно происходить под руководством учителя литературы: умение работать с книгой, с каталогами и справочной литературой, навыки сбора и систематизации материала, подготовка докладов и выступлений - этому обучаются дети в той или иной степени в классе. Но действительное закрепление, упрочнение указанных навыков литературной работы достигается еще более широкими и самостоятельными упражнениями. Такими упражнениями может служить внеклассная работа по литературе.
Таким образом, внеклассная работа совершенно необходима как с точки зрения задач воспитания, так и в интересах в обучения. Поэтому она должна стать органическим звеном учебно-воспитательного процесса.
Различные формы внеклассной работы должны отвечать определенным требованиям.
В классе, на уроке учитель обучает и воспитывает всех своих учеников, заботится о нравственном облике, культурном уровне, о развитии специальных навыков и умений не отдельных лишь школьников, а каждого из учеников класса, всех вместе. Внеклассная работа должна, как и урок охватить всех учеников, приобрести массовый характер. Немассовый характер внеклассных занятий по литературе может принести даже некоторый вред. В первую очередь тем "одаренным" избранным детям, которые становятся постоянными членами различных творческих кружков драматического или писательского характера. Дело в том, что в подобных кружках объединяются действительно наиболее способные ученики, которые часто окружаются неким ореолом исключительности. Это очень дурно влияет на ребят. Не случайно такой знаток детской психологии как К.И.Чуковский отмечал: " .как не дорого само по себе наше бережное отношение к талантливым детям, необходимо признаться, что порой оно кое-где принимало чрезмерные формы… Захваливая авансом того или иного ребенка, проявившего тяготение к искусству, . тем самым развивали в нем зазнайство и чванство, способствовали его отрыву от коллектива товарищей и готовили ему судьбу неудачника.". Не нужно понимать сказанное в том смысле, будто заниматься со школьниками, имеющими талант и увлекающимися литературой, излишне. Им необходимо уделять специальное внимание. Этой цели могут служить, в частности, кружки. Это можно делать и в рамках широкой работы. Одно, несомненно: внеклассные занятия по литературе не могут ограничиться кругом талантливых детей, не могут сводиться лишь к кружковой форме.
Не меньшее значение, чем массовый характер внеклассных занятий, имеет связь их с занятиями в классе. Внеклассная работа должна быть тесно связана с замечаниями в классе, должна вытекать из них и сливаться с ними.
Допустим, на уроке мы увидим, что какие-то проблемы привлекли особое внимание учеников или, наоборот, не затронули их. Урок не дает нам условий задерживаться на возникших вопросах, не позволяет в связи с ними использовать большой дополнительный материал. Мы поднимаем эти проблемы на внеклассных занятиях и добиваемся, чтобы у ребят утвердилось верное отношение к тем или иным явлениям. Сочетание классных и внеклассных занятий, объединение их в единое целое возможно лишь в том случае, когда внеклассные занятия имеют характер процесса, а не кратковременных мероприятий от случая к случаю, т.е. должна быть определенная системность в подготовке и проведении внеклассных мероприятий. Это также одно из важных условий. Внеклассная работа может вестись только на основе добровольности интереса к ней учащихся. А возбудить интерес можно, лишь дав руки каждого живое дело, требующее той активности, той энергии, избыток которой всегда ощущается в детской среде.
Образование, педагогика, воспитание:
Глобализация высшего образования в Европе: предболонский период
Первый период – 1957 – 1982 годы. Конференция министров образования в 1971 году обозначила пять основных моментов общеевропейского измерения в образовательных системах: взаимное признание дипломов; обоснование идеи формирования европейского университета; кооперация вторичного и высшего образования; ...
Обобщение экспериментальных
данных по исследуемой проблеме
Теперь перейдем к анализу звукопроизношением детей экспериментальной группы. В данной работе неоднократно подчеркивалась мысль, что внятность произношения детей с нарушенным слухом во многом зависит от качества произношения звуков. Известно, что в речи детей с нарушенным слухом могут быть различные ...
Сущность и специфика педагогической задачи
С незапамятных времен понятие "задача" используется и в теории, и в практике педагогики. Оно употребляется обычно для описания форм предъявления учебного материала и специальных учебных заданий. Педагогическую задачу надо понимать как систему особого рода, представляющую собой основную ед ...