Золотая педагогика

Экологическое образование как важнейший фактор нравственного формирования личности

Страница 1

Экологическое образование призвано формировать экологическое мировоззрение, нравственность и культуру личности. Человек появился на определенном этапе совершенствования биосферы, и никогда не потеряет связь с природой, вечно изменчивой, угрожающей, с одной стороны, и дающей убежище от любой опасности – с другой.

Разрыв между человеком и окружающей его естественной средой существует давно. Во второй половине XX в. произошла своего рода экологизация современной науки. Это было связано с осознанием человечеством того, что деятельность людей тесно связана с биосферой и от этого взаимодействия зависит равновесие состава биосферы.

Экологическое образование предполагает формирование убежденности каждого жителя планеты в объективной необходимости сохранять созданные природой и человеком ценности. Уровень экологической культуры личности определяется также пониманием социальной значимости экологических проблем, их связи с политическими, социально-экономическими задачами человечества и отдельно взятой личности.

Экологические проблемы стали настолько серьезными, что для формирования экологического сознания необходимо использовать все каналы воздействия на личность. Передача знаний, умений, навыков – это задача специалистов – преподавателей экологии, но формирование бережного отношения к природе, готовности выбирать целесообразные экологические стратегии деятельности – это задача всех педагогов. Уровень экологического сознания каждого выпускника в дальнейшем может оказаться небезразличным для природы, даже, если он и не станет впоследствии руководителем, принимающим глобальные решения, а будет простым рабочим. Любой человек должен быть элементарно экологически образован.

Основы экологического мировоззрения следует формировать на протяжении всего учебно-воспитательного процесса, а не только при изучении естественно-научных дисциплин. Экологические проблемы должны стать составной частью всех курсов образовательной области «Естествознание», эти знания необходимы и важны в качестве основы формирования экологического мировоззрения.

Весьма актуальной становится идея непрерывного экологического образования, сущность которого выражается в единстве развития экологического сознания, экологической культуры личности и общества.

Трудовая деятельность и образ жизни современного общества превратились в мощную преобразующую силу, которая воздействует на биосферу и нарушает ход ее естественной эволюции. Выход из экологического кризиса техническими средствами невозможны.

Экологическое образование выступает необходимым условием преодоления негативных последствий антропогенного влияния на окружающую среду и фактором формирования экологической культуры личности как регулятора отношений в системе «человек - окружающая среда».

В педагогической науке существуют два разных термина: «экологическое воспитание» и «экологическое образование». Первое невозможно без второго, и в то же время знания сами по себе еще не определяют направленность деятельности человека. Результат экологического образования и воспитания заключается в обретении каждым человеком чувства природы, умения вникать в ее мир, осознавать ничем не заменимую ценность и красоту; в понимании того, что природа есть основа существования всего живого на Земле.

Страницы: 1 2

Образование, педагогика, воспитание:

Формирование знаний на уроке окружающего мира с использованием презентации на тему: «Животный и растительный мир болот»
По программе «Начальная школа XIX век» встречается тема «Животный и растительный мир болот». Целью урока: расширить представления учащихся о животном и растительном мире водоемов: болот. Развивающая: развивать ОУУН: учебно–управленческие умения: организовывать свой труд, контроль и анализ собственн ...

Мышление как процесс решения задач
Содержание основных этапов развернутого мыслительного процесса Трактовка мышления как процесса означает, прежде всего, что сама детерминация мыслительной деятельности осуществляется тоже как процесс. Иначе говоря, по ходу решения задачи человек выявляет все новые и новые, до того неизвестные ему ус ...

Задачи и содержание словарной работы
Методика словарной работы в начальной школе предусматривает следующие направления: 1) обогащение словаря, т. е. усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов. Причем установлено, что ежедневно учащийся должен прибавлять к своему словарю на уроках родного языка 4— 6 слов; 2) уточнение словаря, т. ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.ecsir.ru