Тема урока: Открытие Америки и морского пути в Индию.
Цель урока: познакомить учащихся с причинами Великих географических открытий, их ходом, итогами и значением.
Задачи: 1. Образовательная: Изучить экспедицию Ф. Магеллана, Васко да Гамы, Хр. Колумба.
2. Развивающая: развивать умение работы с текстом, учить анализировать, выделять главное, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; развивать навыки работы с картой, дополнительной литературой, навыки самостоятельной работы, разбора материала на заданную тему; 3. Воспитательная: обогащать, усложнять исторический словарный запас; стимулировать интерес к изучению всемирной истории; дальнейшее развитие монологической речи, культуры устного развернутого ответа.
Новые имена, даты: Бартоломеу Диаш 1487-1488 гг., Васко да Гама 1497-1499 гг., Христофор Колумб 1492-1493 гг., 1502-1504 гг., Америго Веспуччи, Фернандо Магеллан 1519-1521 гг.
Оборудование: презентация: карты «Великие географические открытия», портреты путешественников, иллюстрации.
Предварительная подготовка: отдельные учащиеся готовят сообщения: биография Х.Колумба, Васко да Гаммы, Ф. Магеллана.
1.Повторение изученного. Учащиеся отвечают на вопросы: 1) что представляла собой Индия до Великих географических открытий? Как вы думаете, по каким путям Европа вела торговлю с Индией?; 2) Какие народы жили в доколумбовской Америке? Каковы особенности управления государством у разных народов Америки? Как вы думаете, смогли бы народы Америки противостоять завоеваниям?
2. Переход к новой теме: Позднее средневековье. Тема: Открытие Америки и морского пути в Индию. Итак, мы выяснили, как жили народы доколумбовой Америки. На сегодняшнем уроке мы отправимся с вами в путешествие, которое покажет, откроет нам имена тех, кто не боялся неизведанного, кого жажда поиска и наживы толкала искать неведанные страны. Цель нашего урока – познакомиться с причинами Великих географических открытий, их ходом, итогами и значением.
3. Изучение новой темы
1. По ходу рассказа учителя учащиеся формулируют причины ВГО. (слайд2)
Причины Великих географических открытий
поиск новых путей из Европы в Азию для торговли напрямую;
жажда наживы;
поиск золота.
2. Рассказ учителя об экспедициях португальцев вдоль западного берега Африки. (с использованием карты). (слайд3) 3. Сообщение учащегося о жизни Васко да Гаммы (портрет - слайд 4) и рассказ учителя об открытии морского пути в Индию (карта - слайд 5).
4. Биография Х. Колумба – сообщение учащегося (портрет – слайд6) и самостоятельная работа уч-ся с текстом параграфа 48 п.4 – открытие Америки. Ответить на вопрос: какие острова открыл Колумб? Показать на карте (карта - слайд 7)
5. Биография Ф. Магеллана – сообщение уч-ся (портрет – слайд 8) и рассказ учителя Первое кругосветное путешествие (с использованием карты) (карта – слайд 9)
6. Беседа по прочитанному: - какова цель путешествия Ф.Магеллана? (достижение Азии западным путем) - какой океан прошли моряки? (Тихий) - почему они его так назвали? (хорошая погода во время 4-месячного плавания) - почему моряки оказались в трудном положении? - какое значение имело это путешествие? (доказало, что земля-шар) 7. Значение ВГО: повлияли на развитие торговли.
4. Закрепление изученного материала - Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? - Кто же открыл Америку? - Назовите имена Великих путешественников?
5. Подведение итогов урока 6. Домашнее задание Параграф 49, взять в библиотеке книгу о путешествиях, проиллюстрировать одно из путешествий.
В процессе изучения данной темы была изучена психолого-педагогическая литература по использованию наглядности в обучении. Наглядность – это свойство, выражающее степень доступности и понятности психических образов объектов познания для познающего субъекта. В процессе создания образа восприятия объекта наряду с ощущением участвуют память и мышление. Образ воспринимаемого объекта является наглядным только тогда, когда человек анализирует и осмысливает объект, соотносит его с уже имеющимися у него знаниями. Наглядный образ возникает не сам по себе, а в результате активной познавательной деятельности человека.
Наглядность в обучении – дидактический принцип, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринятых учащимися. Отмечая наибольшую пропускную способность информации у органов зрения, принцип наглядности ставится на первое место. Однако он предусматривает не только опору на зрение, но и на все другие органы чувств. Наглядные пособия сами по себе в процессе обучения никакой роли не играют, они эффективны только в сочетании со словом учителя. Не всякое восприятие и не всегда продуктивно, оно может быть таковым только при активном мышлении, при возникновении вопросов и стремлении учащихся найти на них ответы.
Образование, педагогика, воспитание:
Дидактические процессы в предмете физическая культура
Спорт – это значимое социальное явление, несмотря на это он совсем недавно попал в область внимания социологов. До сих пор существует мнение, что он прерогатива спортивных наук. Все же сегодня большинство исследователей согласны с тем, что его нужно изучать не только с точки зрения физкультурной те ...
Урочные формы внеклассной работы
Прогулки, экскурсии и походы имеют большое образовательное и воспитательное значение, поскольку дети знакомятся с природой, родным краем и его достопримечательностями. Эти мероприятия содействуют совершенствованию навыков в ходьбе, беге и играх, закаляют организм и укрепляют здоровье детей, способс ...
Специфические особенности двигательного анализатора умственно отсталых
школьников
Для решения многих задач физического воспитания в школе VIII вида необходимо знать, каков характер формирования двигательного анализатора и умственно отсталых детей. На эти вопросы дефектологии как теоретическая основа системы воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта еще не может дать по ...