Золотая педагогика

Экспериментальное исследование эффективности применения дидактических игр в процессе обучения информатике

Другое о педагогике » Использование информационных технологий при разработке дидактических игр по информатике в начальной школе » Экспериментальное исследование эффективности применения дидактических игр в процессе обучения информатике

Страница 5

Таким образом, анализ результатов констатирующего эксперимента позволил сделать вывод о том, что необходимо обучение с применением дидактических игр, разработанных на основе ИТ, направленное на формирование основных учебных умений в изучении информатики.

На втором этапе экспериментального исследования проводился формирующий эксперимент по специально отобранным темам «Информация» и «Компьютер», направленных на формирование тех умений и качеств, которые показали низкий уровень в констатирующем эксперименте.

Формирующий эксперимент по проверке и доказательству эффективности разработанной системы по формированию учебных умений учащихся начальных классов, осуществляемый в 3 «Б» классе средней общеобразовательной школы № 3 г. Нефтеюганска, заключался в том, что, во-первых мы регулярно обогащали учебный материал по информатике компьютерными дидактическими играми, которые раскрывали сущность, возможности и умелое использование ИТ в практической деятельности. Во-вторых, мы отбирали и использовали в учебном процессе задачи и задания, решение которых позволило бы учащимся овладеть основами информационно-понятийного аппарата.

Младший школьный возраст несет в себе большие возможности в познании окружающего мира, в том числе и средствами ИТ. Плодотворной почвой для этого является познавательная деятельность, реализующаяся в дидактических играх, в полной мере отвечающих возрастным особенностям детей младшего школьного возраста.

Разнообразие игр, которые мы можем использовать на уроках информатики в начальной школе, огромно. Согласно классификации дидактических игр, приведенной в параграфе 1.2 работы, перечислим варианты компьютерных дидактических игр.

Примерами игр-путешествий во времени являются следующие дидактические игры: «Дни недели», «Назови скорее», «Назови пропущенное слово», «Круглый год». Игры-поручения: «Помоги Буратино нарисовать картинку, используя компьютер», «Проверь домашнее задание у Незнайки».

По характеру формируемых учебных умений существуют следующие типы дидактических игр:

– игры-загадки на выявление характерных признаков предметов, на сравнение свойств предметов;

– игры на развитие умений обобщать, группировать по различным признакам;

– игры на развитие умений отличать реальные явления от нереальных;

– игры на развитие логического мышления.

Приведенная выше классификация игр помогает скорректировать работу по формированию познавательных интересов учащихся младших классов на уроках информатики. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах занятий. Следует только помнить, что при всепривлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать чувство меры. Иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.

В ходе проведения формирующего эксперимента мы старались проводить различные виды дидактических игр с целью формирования различных учебных умений учащихся.

В опытно-экспериментальной работе использовались игры, которые проводились не только на этапе изучения нового материала, но и на других этапах урока закрепление, повторение пройденного, обобщение. Необходимо заметить при этом, что игры на уроках информатики должны использоваться не эпизодически, а регулярно. Только в этих условиях у школьников формируется активная учебно-познавательная деятельность, что приводит к качественно новому уровню овладения учебными умениями. В этих случаях введение в игру и подготовка к ней осуществлялись на этапе изучения нового материала (и тем самым способствовали активизации познавательной деятельности), а само игровое действо происходило позже. Конспект урока с использованием дидактических игр приведен в приложении F.

Анализ результатов формирующего эксперимента позволил сделать следующий вывод: учащиеся экспериментального класса, по сравнению с учениками контрольного класса, более самостоятельно и безошибочно выполняют основные учебные действия и операции которые должны быть сформированы у учащихся младшего школьного возраста при обучении информатике.

Контрольный эксперимент проводился с целью выявления уровней сформированности учебных умений после проведения формирующего этапа и сравнения результатов с результатами диагностирующего эксперимента.

В контрольном эксперименте были выявлены существенные сдвиги и различия в уровнях сформированности учебных умений учащихся в контроль ной и экспериментальной группе. В ходе итогового эксперимента мы использовали тестовые задания аналогичные тем, которые применялись в ходе начального диагностирующего и формирующего экспериментов (Приложение D).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Образование, педагогика, воспитание:

Диагностика двинательной активности детей дошкольного возраста
Определение объема двигательной активности производится при помощи механического и электронного шагомера. Для измерения естественной дневной двигательной активности шагомер надевается всем детям и снимается в определенный временной диапазон (например, с 8 до 17 или 19). В этот день не следует стиму ...

Проектная деятельность с использованием среды Лого Миры на уроках информатики и естествознания
Проектную деятельность учащихся можно построить на примере многих школьных предметов, используя различные способы планирования желаемых результатов и организации работы над проектом: сбор информации, экспериментальные и опытные работы, создание газеты, спектакля, видеофильма и др. Мы предлагаем пос ...

Структура и классификация современного урока истории
Под структурой урока понимается сочетание определенных звеньев процесса обучения, обусловленное дидактической целью занятия и реализованное в конкретном типе урока. Структурные компоненты урока охарактеризованы ниже в порядке их использования в учебном процессе: 1. Организационный момент складывает ...

Навигация по сайту

© 2020 Copyright www.ecsir.ru