Золотая педагогика

Экспериментальное исследование эффективности применения дидактических игр в процессе обучения информатике

Другое о педагогике » Использование информационных технологий при разработке дидактических игр по информатике в начальной школе » Экспериментальное исследование эффективности применения дидактических игр в процессе обучения информатике

Страница 5

Таким образом, анализ результатов констатирующего эксперимента позволил сделать вывод о том, что необходимо обучение с применением дидактических игр, разработанных на основе ИТ, направленное на формирование основных учебных умений в изучении информатики.

На втором этапе экспериментального исследования проводился формирующий эксперимент по специально отобранным темам «Информация» и «Компьютер», направленных на формирование тех умений и качеств, которые показали низкий уровень в констатирующем эксперименте.

Формирующий эксперимент по проверке и доказательству эффективности разработанной системы по формированию учебных умений учащихся начальных классов, осуществляемый в 3 «Б» классе средней общеобразовательной школы № 3 г. Нефтеюганска, заключался в том, что, во-первых мы регулярно обогащали учебный материал по информатике компьютерными дидактическими играми, которые раскрывали сущность, возможности и умелое использование ИТ в практической деятельности. Во-вторых, мы отбирали и использовали в учебном процессе задачи и задания, решение которых позволило бы учащимся овладеть основами информационно-понятийного аппарата.

Младший школьный возраст несет в себе большие возможности в познании окружающего мира, в том числе и средствами ИТ. Плодотворной почвой для этого является познавательная деятельность, реализующаяся в дидактических играх, в полной мере отвечающих возрастным особенностям детей младшего школьного возраста.

Разнообразие игр, которые мы можем использовать на уроках информатики в начальной школе, огромно. Согласно классификации дидактических игр, приведенной в параграфе 1.2 работы, перечислим варианты компьютерных дидактических игр.

Примерами игр-путешествий во времени являются следующие дидактические игры: «Дни недели», «Назови скорее», «Назови пропущенное слово», «Круглый год». Игры-поручения: «Помоги Буратино нарисовать картинку, используя компьютер», «Проверь домашнее задание у Незнайки».

По характеру формируемых учебных умений существуют следующие типы дидактических игр:

– игры-загадки на выявление характерных признаков предметов, на сравнение свойств предметов;

– игры на развитие умений обобщать, группировать по различным признакам;

– игры на развитие умений отличать реальные явления от нереальных;

– игры на развитие логического мышления.

Приведенная выше классификация игр помогает скорректировать работу по формированию познавательных интересов учащихся младших классов на уроках информатики. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах занятий. Следует только помнить, что при всепривлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать чувство меры. Иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.

В ходе проведения формирующего эксперимента мы старались проводить различные виды дидактических игр с целью формирования различных учебных умений учащихся.

В опытно-экспериментальной работе использовались игры, которые проводились не только на этапе изучения нового материала, но и на других этапах урока закрепление, повторение пройденного, обобщение. Необходимо заметить при этом, что игры на уроках информатики должны использоваться не эпизодически, а регулярно. Только в этих условиях у школьников формируется активная учебно-познавательная деятельность, что приводит к качественно новому уровню овладения учебными умениями. В этих случаях введение в игру и подготовка к ней осуществлялись на этапе изучения нового материала (и тем самым способствовали активизации познавательной деятельности), а само игровое действо происходило позже. Конспект урока с использованием дидактических игр приведен в приложении F.

Анализ результатов формирующего эксперимента позволил сделать следующий вывод: учащиеся экспериментального класса, по сравнению с учениками контрольного класса, более самостоятельно и безошибочно выполняют основные учебные действия и операции которые должны быть сформированы у учащихся младшего школьного возраста при обучении информатике.

Контрольный эксперимент проводился с целью выявления уровней сформированности учебных умений после проведения формирующего этапа и сравнения результатов с результатами диагностирующего эксперимента.

В контрольном эксперименте были выявлены существенные сдвиги и различия в уровнях сформированности учебных умений учащихся в контроль ной и экспериментальной группе. В ходе итогового эксперимента мы использовали тестовые задания аналогичные тем, которые применялись в ходе начального диагностирующего и формирующего экспериментов (Приложение D).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Образование, педагогика, воспитание:

Значение и роль дидактических игр на уроке математики
Исследования показали, что игра – эффективное средство умственного развития ребенка, формирования его речи, воображения, суждений, умозаключений (А. Люблинская, Р. Римбург, В. Черков, Р. Жуковская, др.). Рассмотрению игры как многообразной практической познавательной деятельности ребенка большое вн ...

Наблюдение за игровой деятельностью детей
Цель: выявление особенностей взаимодействия мальчиков и девочек в игре, предпочтения в выборе партнёра по игре, особенностей полоролевого поведения детей. Объектом наблюдения являлись действия детей в игре, выявлялись женские и мужские признаки и качества личности. В процессе наблюдения нами отмеча ...

Здоровьесберегающие технологии в современной образовательной среде
Перед тем как рассмотреть здоровьесберегающие технологии, обратимся к понятию «здоровьесберегающее образование». Это образование, не вызывающее у субъектов образования (обучаемых и обучающих) специфических заболеваний, которые называются дидактогенией, выгоранием личности учителя, полураспадом за о ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.ecsir.ru