Результаты констатирующего эксперимента показали, что необходимо обучение с применением дидактических игр, разработанных на основе ИТ, направленное на формирование основных учебных умений в изучении информатики.
На втором этапе экспериментального исследования проводился формирующий эксперимент по специально отобранным темам, направленный на формирование тех умений и качеств, которые показали низкий уровень в констатирующем эксперименте.
Анализ результатов формирующего эксперимента позволил сделать следующий вывод: учащиеся экспериментального класса, по сравнению с учениками контрольного класса, более самостоятельно и безошибочно выполняют основные учебные действия и операции, которые должны быть сформированы у учащихся младшего школьного возраста при обучении информатике.
После проведения формирующего эксперимента увеличилось количество правильно выполненных заданий, изменился характер допускаемых ошибок (исчезли наиболее грубые) и уменьшилось их число.
Результаты контрольного эксперимента показали, что дети усвоили состав информационных действий и последовательность выполнения отдельных операций.
К концу эксперимента учащиеся научились правильно и самостоятельно работать на компьютере, работать с обучающими программами; выполнять творческие задания, а также освоили компьютерные умения.
При рассмотрении индивидуальных данных испытуемых у 2 детей был обнаружен особенно низкий результат – 17,5 баллов. На конец эксперимента их результативность повысилась более чем вдвое (36,5 балла). При повторном обследовании дети справились со всеми заданиями.
Результаты контрольного эксперимента дают основание заключить, что разработанная нами система дидактических игр при обучении информатике обеспечивает с одной стороны, полноценное усвоение учащимися выделенных информационных понятий и действий, а с другой - непрерывность организации учебного процесса при изучении начального курса информатики и ее преемственность со средней школой. При этом уровень компьютерной грамотности повышается. Это свидетельствует о целесообразности применения дидактических игр, разработанных на основе ИТ, для разработки уроков информатики.
Анализ существующей практики обучения и результатов исследования позволили автору сформулировать рекомендации для учителей по повышению обучаемости при изучении информатики.
1. Информатика должна осваиваться учащимися как средство общения и возможность формирования основных умений, определяющих общую компьютерную грамотность.
2. Для успешного прохождения процесса обучения информатике необходимо создать мотивы практической деятельности. Дети должны видеть результаты практического применения.
3. Успешность обучения информатике и глубина усвоения учебного материала обеспечиваются за счет применения инновационных образовательных технологий, а именно применения средств ИТ.
4. Использование дидактических игр в процессе обучения информатике, а также использование новаторского опыта помогут повысить уровень усвоения учебного предмета и облегчить процесс подготовки к урокам.
Соблюдение перечисленных рекомендаций, позволит, на наш взгляд, повысить эффективность обучения младших школьников информатике.
Образование, педагогика, воспитание:
Способность к обучению в школе
Диагностика исследования интеллектуальной готовности детей к школе проводилась с детьми старшей группы д/с 104 г. Твери. Детский сад № 104 Муниципальное образовательное учреждение, имеет 2 категорию развивающего типа. Работает по программе «Радуга», 12 групп. Работа осуществляется по оздоровительно ...
Характеристика программы развития общения со сверстниками у детей старшего
дошкольного возраста посредством игры
Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента позволил разработать программу развития общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством игры. Целью развивающей программы является развитие общения старших дошкольников со сверстниками посредством игры. Цель программы п ...
Специфика обучения и воспитания детей с нарушениями слуха
Глухой и слабослышащий ребенок, как и слышащий, при рождении — существо, открытое миру, которому необходимо воспитание как помощь в жизни. В соответствии со своей биологической сущностью он способен к обучению и может в процессе социализации получить воспитание и образование, которые станут предпос ...