Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр и инсценировок. Есть уголок уединения за ширмой, где можно полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Деревянные переносные ширмы и стойки служат и как стены для уголков индивидуальных игр детей. Используя их, ребенок может сделать комнату для игры, таким образом отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мирок. Этим простым способом достигается персонифицированность среды, т. е. создание "своего" личного пространства.
В каждой группе мебель и оборудование устанавливаются так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью в ДОУ используется различная мебель, в т. ч. и разноуровневая: всевозможные диванчики, пуфики, а также мягкие модули. Их достаточно легко передвигать и по-разному компоновать в группе. Такая организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка.
При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. Педагоги детского сада в свободное время рисуют, шьют, вяжут, придумывают интересные игры, нестандартное оборудование для групп.
Анализ развития игровых умений проводился нами на занятиях театральной студии. Ниже мы описываем содержание занятий.
Занятие.
"Как листовички выбрали для себя домики".
Реквизит. Домики, которые сделали дети на занятии по художественному труду, шапочки, венки, короны из листьев деревьев (клена, липы, тополя, березы, ясеня и других пород, которые растут в данной местности и хорошо знакомы детям).
Постановка. Педагог обращает внимание детей на домики для листовичков, которые они сделали на занятии по ручному труду. Выражает сожаление по поводу того, что домики не видели их родители и ничего не знают о маленьком народце, который живет под деревьями в лесах, парках и садах.
Постепенно педагог подводит детей к мысли о том, что о жизни листовичков можно рассказать много интересного со сцены их театра. Затем выражает сожаление по поводу того, что писатели, поэты ничего о них не знают, поэтому не придумали об этом ни сказок, ни стихотворений. И если дети хотят показать своим родителям инсценировку про листовичков, они должны сами придумать для нее содержание.
После того, как дети выразят желание принять в этом участие, педагог предлагает каждому ребенку выбрать для себя роль, которую он хотел бы исполнять.
При решении этой задачи отдельные дети могут растеряться или испытывать затруднения. Педагог может легко помочь таким детям, если расскажет им о том, как он представляет себе мир природы, окружающий листовичков осенью.
Воспитатель рассказывает:
"Многие из вас, дорогие дети, любят золотую осень. Особенно красива она в лесу.
На опушках еще растут грибы: розовые сыроежки, бархатные тонконогие опята, важные грузди и душистые рыжики.
В мохнатых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква, а среди деревьев яркими огоньками краснеют гроздья рябины и калины.
Образование, педагогика, воспитание:
Типы педагогических задач и их характеристика
По временному признаку принято различать три большие группы педагогических задач - стратегические, тактические и оперативные. Стратегические задачи - это своеобразные "сверхзадачи". Они определяют исходные цели и конечные результаты педагогической деятельности. В реальном педагогическом п ...
Младший школьник как субъект учебной деятельности
Школьный возраст, как и все возрасты открывается критическим периодом, который был описан в литературе раньше остальных как кризис семи лет. Давно замечено, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем п ...
Развитие речи детей младшего школьного возраста на специальных занятиях
Специальные уроки развития речи традиционно включалются в учебные планы школ для детей с нарушениями интеллекта, что объясняется исключительной ролью речи в развитии психики умственно отсталого ребенка. На таких уроках, называющихся «Развитие речи на основе ознакомления с явлениями и предметами окр ...