Речь у детей младшего школьного возраста обычно развивается параллельно с совершенствованием мышления, особенно словесно-логического, поэтому, когда проводится психодиагностика развития мышления, она частично затрагивает речь, и наоборот: когда изучается речь ребенка, то в получаемых показателях не может не отразиться уровень развития мышления. Однако в младшем школьном возрасте речь необходимо все же выделять и оценивать отдельно от мышления, причем ее диагностика может быть двоякой: лингвистической и психологической. В первом случае выделяются и оцениваются те признаки речи, которые соответствуют ее лингвистическому анализу, в том числе лексика, грамматика, стилистика, фонетика и т.п. Во втором, случае изучению подлежит в основном то, как ребенок пользуется речью для управления своими познавательными процессами, для регуляции поведения и общения с окружающими людьми.
Полностью разделить лингвистический и психологический виды анализа речи на практике так же невозможно, как отдельно провести психодиагностику мышления и речи. Дело здесь в том, что речь человека в ее практическом виде содержит в себе как языковое (лингвистическое), так и человеческое (личностное, психологическое) начала.
Исследование проводилось в СОШ № 2 г. Симферополь. В эксперименте принимали участие 4 - А - экспериментальный (25 чел.) и 4 - Б контрольный (26 чел.) класс.
Задачей констатирующего этапа исследования было выявить эффективные условия для развития речевых умений у младших школьников:
1. Выявить уровень развития речевых умения детей при использовании взаимосвязи на уроках с изобразительным искусством.
Провести диагностику с помощью методики оценки уровня развития речи у младших школьников «Определение понятий».
Провести диагностику с целью выявления активного словарного запаса учащихся 4-х классов при работе над сочинениями-описаниями на уроках развития речи при использовании художественного творчества.
Провести анкетирование детей экспериментального класса целью определения особенностей восприятия детьми интеграции уроков развития речи с изобразительным искусством
1. Методика «Определение понятий»
В этой методике ребенку предлагают следующие наборы слов:
1. пейзаж, кисть, портрет.
2. натюрморт, палитра, акварель, художник.
3. передний план.
4. перспектива, цвет.
Перед началом диагностики мы предложили детям следующую инструкцию:
«Перед тобой несколько разных наборов слов. Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения ни одного из этих слов. Ты должен постараться объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например слово "велосипед". Как бы ты объяснил это?»
На то, чтобы дать определение каждого слова, отводится по 30 сек. Если в течение этого времени ребенок не смог дать определение предложенного слова, то экспериментатор оставляет его и зачитывает следующее по порядку слово.
Максимальное количество баллов, которое может ребенок получить за выполнение этого задания, равно 10, минимальное - 0. В итоге проведения эксперимента подсчитывается сумма баллов, полученных ребенком за определения всех 10 слов из выбранного набора.
Выводы об уровне развития
8-10 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
0-3 балла — низкий.
По данным исследования мы увидели, что дети в классе 4 «А» показали результаты ниже, чем в контрольном классе. И это не удивительно, потому что школа № 2 имеет определенный статус – школа искусств, и наш экспериментальный класс изучает музыкальное искусство, а контрольный класс – изучают ИЗО искусство. В контрольном классе результаты этой диагностики выше, так как ребята в течение 3 лет занимались изобразительной деятельностью и многие слова хорошо им знакомы в силу изучаемой дисциплины.
Образование, педагогика, воспитание:
Особенности формирования и развития познавательного интереса школьников
Организация деятельности учащихся включает в себя постановку учебной задачи перед учащимися и создание благоприятных условий для ее выполнения. Современная дидактика рекомендует правила выдвижения познавательных задач: познавательная задача должна вытекать из предметного содержания, чтобы сохраняла ...
Психологические факторы тестовых заданий
Тестовые задания можно рассматривать как разновидность сообщений или текстов, адресованных учащимся с определенной целью. Цель этих сообщений состоит в том, чтобы проверить и оценить их знания по соответствующим разделам учебного материала. Но вначале эти сообщения должны быть правильно (адекватно) ...
Обучение дошкольников началам математики
Развитие элементарных математических представлений у дошкольников – особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное логическое мышление, повышать интеллектуальный уровень. В условиях систематического обучения ребенок может выде ...