Общение - один из важнейших факторов общего развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в школьном возрасте.
Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении младших школьников.
Модернизация системы современного начального образования требует особого внимания к средствам, дидактическим методам интенсификации процесса развития речевой деятельности учащихся. Хорошее владение русским языком как средством общения - веление сегодняшнего дня: оно необходимо не только для успешной учебы в школе, но и для формирования языковой личности младших школьников.
В последние десятилетия педагогическая общественность ведет серьезный разговор о внедрении новых технологий обучения, воспитания и развития в систему начального образования.
В системе современного, в частности начального, образования возникают качественно новые требования к учителям. Педагоги должны обладать системным мышлением, профессиональной мобильностью, информационными навыками, а также педагогической коммуникативно-ориентированной (воздействующей) речью.
Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. Одно из ее направлений — обогащение словарного запаса путем развития орфоэпически правильной речи детей. Это значит совершенствовать их произносительно-слуховую культуру, формировать хорошую дикцию, развивать выразительность речи, повышать культуру живого слова. К сожалению, в современной школе не изжита привычка изучать язык в письменном виде, насаждать грамотность исключительно в виде орфографии. До сих пор актуальными остаются слова, сказанные более полувека назад: «...мысль о правильности произношения в школе не есть постоянная хозяйка нашей речи, а гостья, да еще редкая гостья, парадная, так сказать».
Прежде всего, речевая деятельность характеризуется как процесс, который осуществляется в ходе общения людей («во взаимодействии людей между собой»), следовательно, этот вид человеческой деятельности всегда предполагает наличие партнеров, т. е. того, кто обращается с высказыванием, и того (тех), кто его принимает (или будет принимать). Сущность процесса и состоит для одного в создании (выдаче) сообщения, для другого (других) — в его восприятии (приеме). Вот почему речевая деятельность — процесс активный
Система уроков развития речи, как и система художественно-эстетического воспитания школьника два взаимосвязанных компонента обучения, один из которых является в одно и тоже самое время началом и продолжением другого. Речевое однообразие, бедность языковых средств может свидетельствовать не только о слабой словесной подготовленности, но также о неумении наблюдать природу, людей, об эмоциональной «глухоте». В тоже самое время наблюдаются и обратные тенденции. Задача педагога соединить в сознании, в чувствах детей живой мир и мир слов, вернее, даже не соединить, а раскрыть их взаимообусловленность, что самым непосредственным образом будет способствовать гармоничному развитию личности младшего школьника. Данный тип интеграции по нашему мнению позволит повысить уровень развития речевых умений и умений приобретаемых в процессе творческой работы у младших школьников. Известный отечественный литературовед К. Пигарев пишет: “словесное искусство и изобразительное искусство обладает каждое своей спецификой, но стоящие перед ними задачи реалистического отражения действительности решаются во многом общими художественными средствами” .
Проблема развития учащихся в процессе обучения родному языку, в том числе речевой деятельности, издавна привлекала внимание русских лингвистов, методистов, педагогов, психологов, учителей: в 18 веке - М.В. Ломоносова, В.И. Светлова, Ф.И. Янковича и др.; в 19 веке - В.Г. Белинского, Ф.И. Буслаева, Н.Н. Пирогова, К.Д. Ушинского, В.Л. Стоюнина и др; в начале 20 века - П. Лесгафта, П.Ф. Каптерева и др;
Вместе с тем, как показывают педагогические и психологические исследования В.И. Андреева, Л.М. Аболина, В.Ф. Габдулхакова, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Р.А. Исламшина, М.И. Махмутова, Н.Н. Поддъякова, Д.Б. Эльконина и др., система образования не обеспечивает должного развития личности ребёнка.
Многие психологи и педагоги (И.А. Амонашвили, В.В. Давыдов, А.К. Дусавицкий, Л.В. Занков, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, В.В. Репкин, Д.Б. Эльконин и др.) придают первостепенное значение организации и овладению учебной деятельностью как ведущим видом деятельности в начальной школе в единстве её компонентов; учебно-познавательных мотивов, учебных задач, выполнения активных учебных действий, а также действий контроля и оценки учащихся. Важным фактором обучаемости, оказывающим решающее влияние на глубину и прочность овладения учебным материалом, является собственная активность школьников, их заинтересованность в успехе.
Объект исследования – процесс формирования коммуникативной полноценности речи на материале ИЗО.
Предмет исследования – влияние ИЗО искусства на формирование коммуникативной полноценности речи младших школьников.
Цель - выявить эффективность и целесообразность использования уроков развития речи на материалах изобразительного искусства в начальной школе.
Задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;
Изучить пути обогащения и активизации словарного запаса терминологией и лексикой ИЗО;
Показать значимость такого типа интеграции;
Выявить возможность данного типа интеграции в школьной практике исходя из содержания школьных программ;
Отбор лексического материала по ИЗО;
Изучение особенностей, оптимальных условий, путей и средств обучения, развития и воспитания младших школьников на уроках развития речи при помощи реализации взаимосвязи с изобразительным искусством;
Разработка системы упражнений по формированию коммуникативной полноценности речи младших школьников.
Гипотеза: речь учащихся начальных классов может быть коммуникативно-полноценной при условии обогащения ее терминами ИЗО.
Методы исследования:
теоретический анализ психолого-педагогической и методологической литературы;
наблюдение и анализ серии уроков с целью выявления уровня развития речи у учеников 4 классов;
диагностика речевой деятельности на материалах ИЗО;
педагогический эксперимент для выявления уровня полноценности речи на материалах ИЗО.
База исследования:
Исследование проводилось на базе СОШ № 2. В эксперименте принимали участие учащиеся 4-А и 4-Б классов. 4-А (25 учеников) был взят в качестве экспериментального, 4-Б - (26 учеников) взят в качестве контрольного класса.
Образование, педагогика, воспитание:
Свойства равномерно сходящихся функциональных последовательностей и
рядов
Теорема 4. Если функции непрерывны в точке и функциональный ряд равномерно сходится на множестве Х, то его сумма S (х) тоже непрерывна в точке . Доказательство. Пусть - частичная сумма функционального ряда. В соответствии с условиями теоремы, функциональный ряд равномерно сходится, значит, выполняе ...
Механизм речи в концепции Н.И. Жинкина
Н.И. Жинкиным выявлено, что порождение и восприятие речи являются процессами поэтапной реализации внутренней программы, которая управляется речевым механизмом. Вне зависимости от трактовки речи как говорения или как процесса общения посредством говорения и слушания, закономерности функционирования ...
Оптимальная загруженность учащихся на уроке
Оптимальная загруженность учащихся на уроке обеспечивается рядом организационно-педагогических мер: устранением ненужных пауз, осуществлением постоянного контроля за учащимися, максимальным включением в учебную деятельность всех без исключения учащихся и др. Устранение ненужных пауз. Часто можно на ...