Золотая педагогика

Психолого-педагогические основы развития речи

Страница 1

Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется, в процессе овладения, через речь, проявляются также в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.

Основополагающими принципами, лежащими в основе процесса развития речевой деятельности младшего школьника на уроках русского языка и развития речи, являются следующие: принцип деятельности, принцип развивающего обучения, принцип проблемности, принцип взаимосвязи между изучением теории русского языка и овладением речью.

В настоящее время учитель начальных классов должен больше уделять внимание формированию представлений. К уровню представлений относится широкий круг психических процессов, важнейший среди которых - образная память и воображение. Образная память - фиксация и последующее воспроизведение образов, возникающих при восприятии; воображение - творческий процесс создания новых образов путём трансформаций и комбинаций тех, которые сохранились в памяти.

В современной дидактике имеется система принципов, которую составляют как классические, давно известные, так и появившиеся в ходе развития науки и практики.

На основе известных принципов мы выделяем и свои принципы. Они лежат в основе построения нашей дидактической системы.

Принцип образного воздействия на содержание орфографической работы включает собственную познавательную активность школьника, его опыт, его заинтересованность - всё то, что является фактором самообучаемости и оказывает влияние на глубину и прочность овладения учебным процессом. Данный принцип гармонично сочетается и реализуется с другими дидактическими принципами в учебном процессе.

Принцип ассоциативного сходства образного представления с конкретной формой слова. В основу данного принципа положен метод графический ассоциаций. Суть этого метода заключается в следующем: при запоминании написания словарного слова или слов, в которых учащиеся часто допускают ошибки, нужно сделать рисунок, обозначающий само слово, и обыграть в нём запоминаемую букву, т.е. «опасное» место в слове или, по-другому, «ловушку» в данном слове.

Следующий принцип — принцип опоры на доминирующий тип личности (левополушарный, правополушарный): визиулы, аудиалы, кинестетики. Многочисленные эксперименты отечественных и зарубежных учёных показывают, что резервы памяти связаны с эйдетической памятью. Во многих зарубежных школах учат как правильно запомнить. По мнению И.Ю.Матюгина и группы учёных, акцент в методике надо делать не только на умение запомнить, но и на умение воспроизводить.

Проблема учёта психологических закономерностей памяти в процессе обучения рассмотрена Л.В. Занковым, М.Н. Шардаковым, П.И. Зинченко, Л.И. Игнатенко, Ф.В. Ипполитовым, В.Я. Ляудис и др.

Учитывая положение академика С.Т. Вавилова о том, что «глаз - самый тонкий универсальный и могучий орган, учителю начальных классов необходимо при обучении орфографии, развивая речевую деятельность, опираться на зрительное восприятие младших школьников.

Данный принцип в нашем исследовании играет существенную роль при развитии речевой деятельности; память учащихся носит избирательный характер; запоминание учебного материала зависит от анатомической структуры памяти; облегчается запоминание учебного материала, т.к. учащиеся пользуются различными мнемо-техническими приёмами при наличии положительных методов и стимулов; реализуя данный принцип, учитель главное внимание уделяет доминирующему типу личности.

Следующий принцип - принцип создания рефлексивного поля для организации речетворческой деятельности учащихся. Рефлексивное поле - это атмосфера самовыражения, атмосфера творчества и удовлетворения своих желаний, фантазий; когда ребёнок раскрывается внутренне, реализует свои возможности, происходит его развитие, развитие творческих сил и способностей, т.к. грядущему времени нужны люди смелые, творческие, инициативные, способные творить, анализировать, обобщать, при этом движущей силой является развитие творческих способностей. Рефлексивное поле - это поле для развития воображения детей. Разделяем взгляд, суждение Альберта Эйнштейна о том, что воображение важнее знания, ибо знание ограничено. Воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником эволюции.

Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.

В основу начального курса русского языка положено всестороннее развитие речи. Этой задаче подчинено изучение фонетики, морфологии, элементов лексики и синтаксиса. Развитие речи – это принцип в работе, как по чтению, так и по правописанию. Работа над правильным произношением и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над точностью и правильным употреблением слова, над словосочетанием, предложением и связной речью, над орфографически грамотным письмом – вот основное содержание уроков по развитию речи.

Страницы: 1 2 3

Образование, педагогика, воспитание:

Определение креативности и исследование кретаивности в психологии
Креативность (от лат. creatio — созидание) — творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания. Креативность ра ...

Методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
В центре воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения находится ребёнок. По отношению к нему, как объекту воспитания, воспитатель выступает субъектом воспитательного процесса, воздействующим на личность с помощью специальных методов воспитания. Методы воспитания - это способы пе ...

Упражнения на развитие подвижности и гибкости рук
1. «Бодание» кулачками. Ребенок сжимает пальцы рук в кулачки, затем крепко прижимает их друг к другу, как будто два кулачка «бодаются». Повторяют упражнение несколько раз. 2. «Проверка сцепления». Ребенок сцепляет пальцы «в замок»: правый и левый кулачки чуть-чуть раскрывает и «вкладывает» друг в д ...

Навигация по сайту

© 2020 Copyright www.ecsir.ru