Золотая педагогика

Психолого-педагогические основы развития речи

Страница 1

Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется, в процессе овладения, через речь, проявляются также в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития. Решебники и учебники.

Основополагающими принципами, лежащими в основе процесса развития речевой деятельности младшего школьника на уроках русского языка и развития речи, являются следующие: принцип деятельности, принцип развивающего обучения, принцип проблемности, принцип взаимосвязи между изучением теории русского языка и овладением речью.

В настоящее время учитель начальных классов должен больше уделять внимание формированию представлений. К уровню представлений относится широкий круг психических процессов, важнейший среди которых - образная память и воображение. Образная память - фиксация и последующее воспроизведение образов, возникающих при восприятии; воображение - творческий процесс создания новых образов путём трансформаций и комбинаций тех, которые сохранились в памяти.

В современной дидактике имеется система принципов, которую составляют как классические, давно известные, так и появившиеся в ходе развития науки и практики.

На основе известных принципов мы выделяем и свои принципы. Они лежат в основе построения нашей дидактической системы.

Принцип образного воздействия на содержание орфографической работы включает собственную познавательную активность школьника, его опыт, его заинтересованность - всё то, что является фактором самообучаемости и оказывает влияние на глубину и прочность овладения учебным процессом. Данный принцип гармонично сочетается и реализуется с другими дидактическими принципами в учебном процессе.

Принцип ассоциативного сходства образного представления с конкретной формой слова. В основу данного принципа положен метод графический ассоциаций. Суть этого метода заключается в следующем: при запоминании написания словарного слова или слов, в которых учащиеся часто допускают ошибки, нужно сделать рисунок, обозначающий само слово, и обыграть в нём запоминаемую букву, т.е. «опасное» место в слове или, по-другому, «ловушку» в данном слове.

Следующий принцип — принцип опоры на доминирующий тип личности (левополушарный, правополушарный): визиулы, аудиалы, кинестетики. Многочисленные эксперименты отечественных и зарубежных учёных показывают, что резервы памяти связаны с эйдетической памятью. Во многих зарубежных школах учат как правильно запомнить. По мнению И.Ю.Матюгина и группы учёных, акцент в методике надо делать не только на умение запомнить, но и на умение воспроизводить.

Проблема учёта психологических закономерностей памяти в процессе обучения рассмотрена Л.В. Занковым, М.Н. Шардаковым, П.И. Зинченко, Л.И. Игнатенко, Ф.В. Ипполитовым, В.Я. Ляудис и др.

Учитывая положение академика С.Т. Вавилова о том, что «глаз - самый тонкий универсальный и могучий орган, учителю начальных классов необходимо при обучении орфографии, развивая речевую деятельность, опираться на зрительное восприятие младших школьников.

Данный принцип в нашем исследовании играет существенную роль при развитии речевой деятельности; память учащихся носит избирательный характер; запоминание учебного материала зависит от анатомической структуры памяти; облегчается запоминание учебного материала, т.к. учащиеся пользуются различными мнемо-техническими приёмами при наличии положительных методов и стимулов; реализуя данный принцип, учитель главное внимание уделяет доминирующему типу личности.

Следующий принцип - принцип создания рефлексивного поля для организации речетворческой деятельности учащихся. Рефлексивное поле - это атмосфера самовыражения, атмосфера творчества и удовлетворения своих желаний, фантазий; когда ребёнок раскрывается внутренне, реализует свои возможности, происходит его развитие, развитие творческих сил и способностей, т.к. грядущему времени нужны люди смелые, творческие, инициативные, способные творить, анализировать, обобщать, при этом движущей силой является развитие творческих способностей. Рефлексивное поле - это поле для развития воображения детей. Разделяем взгляд, суждение Альберта Эйнштейна о том, что воображение важнее знания, ибо знание ограничено. Воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником эволюции.

Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.

В основу начального курса русского языка положено всестороннее развитие речи. Этой задаче подчинено изучение фонетики, морфологии, элементов лексики и синтаксиса. Развитие речи – это принцип в работе, как по чтению, так и по правописанию. Работа над правильным произношением и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над точностью и правильным употреблением слова, над словосочетанием, предложением и связной речью, над орфографически грамотным письмом – вот основное содержание уроков по развитию речи.

Страницы: 1 2 3

Образование, педагогика, воспитание:

Разновидности дидактических игр
Многие ученые пытались дать определение понятию «игра». Старое определение игры, как всякой деятельности ребенка, не преследующей получение результатов, рассматривает все эти виды детской деятельности эквивалентными друг другу. Открывает ли ребенок дверь, играет ли в лошадки, с точки зрения взросло ...

Словарная работа на уроках русского языка в специальной школе VIII вида
Работу над трудными словами следует проводить систематически, слова распределяются по темам уроков, связываются с изучением определенных правил, пишутся словарные диктанты. Методы работы над правописанием трудных слов Учитель записывает слово, подлежащее изучению на доске. Вставка слова в классное ...

Состояние произношение учащихся с нарушенным слухом
С одно стороны, подходя к характеристике произношения, необходимо, прежде всего, выяснить, насколько оно обеспечивает понимание устной речи учащихся окружающими. С другой стороны, следует, по-видимому, выяснить в какой мере произношение учащихся способно обеспечить им кинестетическую базу мышления. ...

Навигация по сайту

© 2021 Copyright www.ecsir.ru