Золотая педагогика

Эффективные методы и приемы формирования коммуникативной полноценности речи на материалах ИЗО

Другое о педагогике » Формирование коммуникативной полноценности речи на уроках изобразительного искусства » Эффективные методы и приемы формирования коммуникативной полноценности речи на материалах ИЗО

Страница 1

Как ребенку успешно развивать свою речь, речевое творчество? Как реализовать потенциал его речевых возможностей, побудить к созданию самых простых рассказов, сказок, стихов? Что посоветовать родителям, чтобы их дети и после школы сознательно стремились к творческому самовыражению в слове. Сплошные вопросы, ответом на которые, очевидно, должна быть продуманная, система работы, которую мы, учителя, могли бы предложить своим ученикам. Каждый ребенок по природе - творец, мечтатель и фантазер. Уверена, представь мы ему больше света, радости и интереса – и наполнится мир понятных детских слов, образов, живой речи!

Любят ли дети стихи? Дошкольник любит стихи и быстро запоминает их с желанием потом рассказать. Но почему уже в начальной школе ученик быстро охладевает к стихам?

В чем здесь проблема? Попытаемся понять ее, а точнее, найти методические пути ее решения.

Прежде всего сам учитель должен обратиться к стихотворной форме речи и читать с учениками как можно больше подлинных произведений поэзии. Подлинными можно назвать те стихи, которые глубоко волнуют, наполняют красотой, пробуждают и поддерживают интерес к жизни и людям, обогащают духовно, способствуют формированию личности, делают ее восприимчивее к сопереживанию. Стихи русской классики для детей — это чаще всего пейзажная лирика, иногда с небольшим сюжетом. Такая лирика изобразительна и музыкальна. Чувства передаются через ритм, «чистую» рифму, особую лексику, стихотворный размер, паузы. В лирическом произведении главное — изображение переживаний, душевного состояния, чувств человека.

Работа над таким произведением осуществляется по определенным этапам:

1) знакомство со стихотворением, определение настроения, переживаний автора, высказывание своего отношения к прочитанному;

2) деление на поэтические картины, выявление деталей;

3) анализ образов с опорой на изобразительные средства;

4) устное словесное рисование картины, создание ситуаций для развития воображения;

5) формирование выразительности чтения;

6) определение идейного замысла автора.

При работе над стихотворением учитель обычно недостаточно обращает внимания на развитие чувств и воображения. Задача педагога состоит в том, чтобы ребенок увидел те картины, которые показывает автор, почувствовал его настроение, и смог передать свое. В 1-м классе ученик больше слушает, читает сам, меньше анализирует, объясняет. А уже во 3-4-м классе можно предлагать ему задания, помогающие перейти к диалогу с автором, например:

— Вслушайся в голос поэта, подумай, о чем он хочет рассказать.

— Какие картины показывает автор; представь их; опиши своими словами: что ты видишь?

— Какие слова помогают поэту описать картину?

— Какая картина тебе больше понравилась, почему?

— Какие краски ты увидел в картине?

— Что бы ты хотел добавить к описанию картины?

— Какие настроения и чувства передает автор?

— Какое настроение ты чувствуешь при чтении этого стихотворения?

— Попробуй заменить слово его синонимами. Почему автор употребляет именно это слово, а не его синонимы?

Хорошую помощь в такой работе учителю окажет словарь настроений. При этом следует добиваться от детей того, чтобы они старались понять все оттенки настроения, называли не одно слово, а и его синонимы. После того как ученик представил картины, почувствовал настроение, можно перейти к выбору верной интонации.

Работая над интонацией, педагог одновременно анализирует образы стихотворения. Младший школьник должен понять, как при помощи изобразительных средств (эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений) автор раскрывает образы. Обычно учитель берет отдельные слова и выражения и начинает их толковать. Но толковаться должны не слова, а образы поэтического произведения, чтобы дети не только поняли, но и почувствовали его. Длинное подробное объяснение стихотворения притупляет его воздействие на чувства ребенка, а с другой стороны, произведение влияет на чувства ученика только тогда, когда совершенно понятно ему. Таким образом, учитель сам должен найти «золотую середину».

Учащийся на уроке — активный участник коллективной деятельности, поэтому необходимо создавать все условия для его свободного высказывания. Педагог то поощряет, то в моменты затруднения помогает ему подобрать слово, синоним, сам дает образец ответа, иногда вместе с ребятами строит фразу, то есть активно формирует речевые навыки.

Анализируя образы стихотворения, учитель не только определяет отношение к прочитанному, но и облегчает запоминание текста, дает «ключ» к выразительному чтению.

Цель анализа образов поэтического произведения — в том, чтобы активизировать воображение детей. Восприятие образов — процесс внутренний, порой длительный. Иногда ребенок внимательно слушает, но еще не может включиться в процесс восприятия. В этом случае может помочь создание ситуаций на воображение, например:

Страницы: 1 2 3 4

Образование, педагогика, воспитание:

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru