Золотая педагогика

Связь показателей эмоционально-волевых свойств с успешностью обучения

Страница 1

В литературе имеются данные, характеризующие взаимосвязь успешного овладения знаниями детьми с теми или иными чертами незрелости их эмоционально-волевой сферы. Так, дети с астеническими, т.е. пассивными или угнетенными состояниями, которых много среди неуспевающих школьников, при выполнении заданий, требующих каких-либо усилий, не могут их проявить.

Т.В.Егорова в исследовании школьников с пониженной обучаемостью отчетливо обнаружила у них недостаточную познавательную активность. При выполнении заданий у детей не наблюдалось необходимого эмоционально-волевого напряжения, что и являлось одной из причин сравнительно низкого уровня продуктивности их мышления и памяти.

Что же касается важности учета особенностей эмоционально-волевой сферы учащихся в целях повышения их успеваемости, то этот вопрос в литературе только поставлен. В настоящее время выдвигается новый аспект изучения эмоционально-волевой сферы школьников с пониженной обучаемостью: выявление отклонений в эмоционально-волевой сфере как одной из причин неуспеваемости.

По нашему мнению, пятибалльная система оценки не дифференцирует уровень знаний детей, поэтому было использовано априорное ранжирование. Воспитателям подготовительных к школе групп и учителям начальных классов предлагалось проранжировать успешность обучения детей. С целью определения согласованности мнений учителей и воспитателей по данному вопросу был рассчитан коэффициент конкордации, который представлен в табл. 4.

Таблица 4 Согласованность экспертных оценок по вопросу успешности успеваемости детей 6 лет

Коэффициент конкордации

1 этап

2 этап

W (м)

0,735

0,800

W (д)

0,768

0,819

Из табл. 4 видно, что коэффициент конкордации выше на втором этапе обследования, т.е. в конце учебного года.

Это свидетельствует о том, что показатели успешности обучения детей носят объективный характер и могут быть использованы в качестве критерия информативности развития эмоционально-волевых свойств личности.

Показатели считались информативными, если были взаимосвязаны с критерием на достоверном уровне.

Так как параметры эмоционально-волевых свойств имеют ненормальное распределение, определение взаимосвязи с показателями успеваемости осуществлялось при помощи рангового коэффициента Спирмена.

Взаимосвязь уровня развития эмоционально-волевых свойств с успешностью обучения детей 6 лет представлена в табл. 5.

В связи с более высокими коэффициентами конкордации (W) в конце учебного года, описанные взаимосвязи показателей эмоционально-волевых свойств и успешности обучения производилось по 2-му этапу обследования.

Изучение результатов анализа, характеризующих информативность значений незащищённости, тревожности, недоверия к себе, трудности общения, саморегуляции и самоконтроля показывает, что по данным признакам выявлена высокая взаимосвязь с критерием информативности (Р<0,01). Исключение составляют результаты по незащищённости, тревожности у детей 6 лет, по которым взаимосвязь менее тесно выражена с успешностью обучения (Р<0,05).

Таблица 5 Влияние эмоционально-волевых проявлений на успешность обучения детей 6 лет

1 Этап

2 этап

 

м

0,340

0,543*

Незащищенность

д

0,322

0,622*

 

2

Тревожность

м

0,464*

0,612*

 

д

0,405

0,574*

 

3

Недоверие к себе

м

0,388*

0,354

 

д

0,364

0,388

 

4

Чувство неполноценности

м

0,401*

 

Д

0,399

 

5

Агрессивность

м

0,463*

0,443*

 

Д

0,346

0,361

 

6

Конфликтность

м

0,456*

 

Д

0,438*

0,398

 

7

Трудности общения

м

0,407*

0,479*

 

д

0,445*

0,485*

 

8

Депрессивность

м

 

д

 

9

Замкнутость

м

 

д

 

10

Саморегуляция

м

0,489*

0,524*

 

д

0,503*

0,622*

 

11

Самоконтроль

м

-0,335

-0,356

 

д

-0,464*

-0,408*

 
Страницы: 1 2

Образование, педагогика, воспитание:

Экспериментальное обоснование роли семейного физического воспитания в малокомплектной школе
В таблице 2 указаны уровни сформированности навыков здорового образа жизни родителей на констатирующем этапе. Таблица 2 Уровень сформированности навыков здорового смысла на контролирующем этапе Уровень Контрольная группа Экспериментальная группа низкий 50% 60% средний 40% 40 % высокий 10 % 0 % В пр ...

Классификация, виды и типы средств наглядности при обучении истории
При словесном описании на уроках истории событий и явлений прошлого в подавляющем числе случаев не имеется возможности опереться на непосредственное наблюдение учащимися предметов описания или повествования потому, что это явление уже прошедшее, недоступное живому, непосредственному восприятию обуч ...

Образование в США
Считается, что США – наилучший вариант для магистратуры и докторантуры. Многие американские университеты играют первую роль в исследовательских проектах, имеющих международное значение. Их уровень определяется отличной лабораторно-технической базой, легким доступом колледж всем мыслимым источникам ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru