В литературе имеются данные, характеризующие взаимосвязь успешного овладения знаниями детьми с теми или иными чертами незрелости их эмоционально-волевой сферы. Так, дети с астеническими, т.е. пассивными или угнетенными состояниями, которых много среди неуспевающих школьников, при выполнении заданий, требующих каких-либо усилий, не могут их проявить.
Т.В.Егорова в исследовании школьников с пониженной обучаемостью отчетливо обнаружила у них недостаточную познавательную активность. При выполнении заданий у детей не наблюдалось необходимого эмоционально-волевого напряжения, что и являлось одной из причин сравнительно низкого уровня продуктивности их мышления и памяти.
Что же касается важности учета особенностей эмоционально-волевой сферы учащихся в целях повышения их успеваемости, то этот вопрос в литературе только поставлен. В настоящее время выдвигается новый аспект изучения эмоционально-волевой сферы школьников с пониженной обучаемостью: выявление отклонений в эмоционально-волевой сфере как одной из причин неуспеваемости.
По нашему мнению, пятибалльная система оценки не дифференцирует уровень знаний детей, поэтому было использовано априорное ранжирование. Воспитателям подготовительных к школе групп и учителям начальных классов предлагалось проранжировать успешность обучения детей. С целью определения согласованности мнений учителей и воспитателей по данному вопросу был рассчитан коэффициент конкордации, который представлен в табл. 4.
Таблица 4 Согласованность экспертных оценок по вопросу успешности успеваемости детей 6 лет
Коэффициент конкордации |
1 этап |
2 этап |
W (м) |
0,735 |
0,800 |
W (д) |
0,768 |
0,819 |
Из табл. 4 видно, что коэффициент конкордации выше на втором этапе обследования, т.е. в конце учебного года.
Это свидетельствует о том, что показатели успешности обучения детей носят объективный характер и могут быть использованы в качестве критерия информативности развития эмоционально-волевых свойств личности.
Показатели считались информативными, если были взаимосвязаны с критерием на достоверном уровне.
Так как параметры эмоционально-волевых свойств имеют ненормальное распределение, определение взаимосвязи с показателями успеваемости осуществлялось при помощи рангового коэффициента Спирмена.
Взаимосвязь уровня развития эмоционально-волевых свойств с успешностью обучения детей 6 лет представлена в табл. 5.
В связи с более высокими коэффициентами конкордации (W) в конце учебного года, описанные взаимосвязи показателей эмоционально-волевых свойств и успешности обучения производилось по 2-му этапу обследования.
Изучение результатов анализа, характеризующих информативность значений незащищённости, тревожности, недоверия к себе, трудности общения, саморегуляции и самоконтроля показывает, что по данным признакам выявлена высокая взаимосвязь с критерием информативности (Р<0,01). Исключение составляют результаты по незащищённости, тревожности у детей 6 лет, по которым взаимосвязь менее тесно выражена с успешностью обучения (Р<0,05).
Таблица 5 Влияние эмоционально-волевых проявлений на успешность обучения детей 6 лет
1 Этап |
2 этап | ||||
м |
0,340 |
0,543* | |||
Незащищенность | |||||
д |
0,322 |
0,622* | |||
2 |
Тревожность |
м |
0,464* |
0,612* | |
д |
0,405 |
0,574* | |||
3 |
Недоверие к себе |
м |
0,388* |
0,354 | |
д |
0,364 |
0,388 | |||
4 |
Чувство неполноценности |
м |
0,401* | ||
Д |
0,399 | ||||
5 |
Агрессивность |
м |
0,463* |
0,443* | |
Д |
0,346 |
0,361 | |||
6 |
Конфликтность |
м |
0,456* | ||
Д |
0,438* |
0,398 | |||
7 |
Трудности общения |
м |
0,407* |
0,479* | |
д |
0,445* |
0,485* | |||
8 |
Депрессивность |
м | |||
д | |||||
9 |
Замкнутость |
м | |||
д | |||||
10 |
Саморегуляция |
м |
0,489* |
0,524* | |
д |
0,503* |
0,622* | |||
11 |
Самоконтроль |
м |
-0,335 |
-0,356 | |
д |
-0,464* |
-0,408* |
Образование, педагогика, воспитание:
Специфика обучения и воспитания детей с нарушениями слуха
Глухой и слабослышащий ребенок, как и слышащий, при рождении — существо, открытое миру, которому необходимо воспитание как помощь в жизни. В соответствии со своей биологической сущностью он способен к обучению и может в процессе социализации получить воспитание и образование, которые станут предпос ...
Мультимедиа - средство обучения нового поколения
Современное образование требует изменения подходов к обучению. Прежде всего, следует добиться максимальной активизации и визуализации обучения. Этому способствует применение различных технических средств, позволяющих сократить время изложения нужной информации и современные технологии в образовании ...
Технология изображения пейзажа в зависимости от времени года
Каждое время года обладает в природе своей собственной игрой красок. Возьмем, например, синеву неба. Весной она кажется ясной и прохладной, в жаркие летние дни покрыта легкой дымкой, а ясными осенними днями сияет почти теплой голубизной. Для весенней листвы деревьев характерен свежий сияющий зелены ...