Золотая педагогика

Связь показателей эмоционально-волевых свойств с успешностью обучения

Страница 1

В литературе имеются данные, характеризующие взаимосвязь успешного овладения знаниями детьми с теми или иными чертами незрелости их эмоционально-волевой сферы. Так, дети с астеническими, т.е. пассивными или угнетенными состояниями, которых много среди неуспевающих школьников, при выполнении заданий, требующих каких-либо усилий, не могут их проявить.

Т.В.Егорова в исследовании школьников с пониженной обучаемостью отчетливо обнаружила у них недостаточную познавательную активность. При выполнении заданий у детей не наблюдалось необходимого эмоционально-волевого напряжения, что и являлось одной из причин сравнительно низкого уровня продуктивности их мышления и памяти.

Что же касается важности учета особенностей эмоционально-волевой сферы учащихся в целях повышения их успеваемости, то этот вопрос в литературе только поставлен. В настоящее время выдвигается новый аспект изучения эмоционально-волевой сферы школьников с пониженной обучаемостью: выявление отклонений в эмоционально-волевой сфере как одной из причин неуспеваемости.

По нашему мнению, пятибалльная система оценки не дифференцирует уровень знаний детей, поэтому было использовано априорное ранжирование. Воспитателям подготовительных к школе групп и учителям начальных классов предлагалось проранжировать успешность обучения детей. С целью определения согласованности мнений учителей и воспитателей по данному вопросу был рассчитан коэффициент конкордации, который представлен в табл. 4.

Таблица 4 Согласованность экспертных оценок по вопросу успешности успеваемости детей 6 лет

Коэффициент конкордации

1 этап

2 этап

W (м)

0,735

0,800

W (д)

0,768

0,819

Из табл. 4 видно, что коэффициент конкордации выше на втором этапе обследования, т.е. в конце учебного года.

Это свидетельствует о том, что показатели успешности обучения детей носят объективный характер и могут быть использованы в качестве критерия информативности развития эмоционально-волевых свойств личности.

Показатели считались информативными, если были взаимосвязаны с критерием на достоверном уровне.

Так как параметры эмоционально-волевых свойств имеют ненормальное распределение, определение взаимосвязи с показателями успеваемости осуществлялось при помощи рангового коэффициента Спирмена.

Взаимосвязь уровня развития эмоционально-волевых свойств с успешностью обучения детей 6 лет представлена в табл. 5.

В связи с более высокими коэффициентами конкордации (W) в конце учебного года, описанные взаимосвязи показателей эмоционально-волевых свойств и успешности обучения производилось по 2-му этапу обследования.

Изучение результатов анализа, характеризующих информативность значений незащищённости, тревожности, недоверия к себе, трудности общения, саморегуляции и самоконтроля показывает, что по данным признакам выявлена высокая взаимосвязь с критерием информативности (Р<0,01). Исключение составляют результаты по незащищённости, тревожности у детей 6 лет, по которым взаимосвязь менее тесно выражена с успешностью обучения (Р<0,05).

Таблица 5 Влияние эмоционально-волевых проявлений на успешность обучения детей 6 лет

1 Этап

2 этап

 

м

0,340

0,543*

Незащищенность

д

0,322

0,622*

 

2

Тревожность

м

0,464*

0,612*

 

д

0,405

0,574*

 

3

Недоверие к себе

м

0,388*

0,354

 

д

0,364

0,388

 

4

Чувство неполноценности

м

0,401*

 

Д

0,399

 

5

Агрессивность

м

0,463*

0,443*

 

Д

0,346

0,361

 

6

Конфликтность

м

0,456*

 

Д

0,438*

0,398

 

7

Трудности общения

м

0,407*

0,479*

 

д

0,445*

0,485*

 

8

Депрессивность

м

 

д

 

9

Замкнутость

м

 

д

 

10

Саморегуляция

м

0,489*

0,524*

 

д

0,503*

0,622*

 

11

Самоконтроль

м

-0,335

-0,356

 

д

-0,464*

-0,408*

 
Страницы: 1 2

Образование, педагогика, воспитание:

Исследования современных методик обучения английскому языку как второму иностранному
Выдвижение иноязычной культуры в качестве цели обучения вызвало появление вопроса о необходимости создания новой методической системы, которая могла бы обеспечить достижение этой цели наиболее эффективным и рациональным способом. Тогда коллектив кафедры обучения иностранным языкам Липецкого государ ...

Критерий Коши равномерной сходимости функциональной последовательности
Теорема 1. Для того чтобы функциональная последовательность Sn (х) равномерно сходилась на множестве Х, необходимо и достаточно, чтобы для 0 , , N и выполнялось неравенство: . Доказательство необходимости Пусть последовательность функций Sn (x) равномерно сходится на множестве Х, где Х - область оп ...

Значение обучения неслышащих детей устной речи
Определяя задачи обучения неслышащих детей произношению, прежде всего, следует напомнить о двоякой функции устной речи, которая, одной стороной, обращена к слушающему, а другой — к самому говорящему. От качества фонетического оформления речи глухого зависит (при прочих равных условиях) в какой степ ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.ecsir.ru