В литературе имеются данные, характеризующие взаимосвязь успешного овладения знаниями детьми с теми или иными чертами незрелости их эмоционально-волевой сферы. Так, дети с астеническими, т.е. пассивными или угнетенными состояниями, которых много среди неуспевающих школьников, при выполнении заданий, требующих каких-либо усилий, не могут их проявить.
Т.В.Егорова в исследовании школьников с пониженной обучаемостью отчетливо обнаружила у них недостаточную познавательную активность. При выполнении заданий у детей не наблюдалось необходимого эмоционально-волевого напряжения, что и являлось одной из причин сравнительно низкого уровня продуктивности их мышления и памяти.
Что же касается важности учета особенностей эмоционально-волевой сферы учащихся в целях повышения их успеваемости, то этот вопрос в литературе только поставлен. В настоящее время выдвигается новый аспект изучения эмоционально-волевой сферы школьников с пониженной обучаемостью: выявление отклонений в эмоционально-волевой сфере как одной из причин неуспеваемости.
По нашему мнению, пятибалльная система оценки не дифференцирует уровень знаний детей, поэтому было использовано априорное ранжирование. Воспитателям подготовительных к школе групп и учителям начальных классов предлагалось проранжировать успешность обучения детей. С целью определения согласованности мнений учителей и воспитателей по данному вопросу был рассчитан коэффициент конкордации, который представлен в табл. 4.
Таблица 4 Согласованность экспертных оценок по вопросу успешности успеваемости детей 6 лет
|
Коэффициент конкордации |
1 этап |
2 этап |
|
W (м) |
0,735 |
0,800 |
|
W (д) |
0,768 |
0,819 |
Из табл. 4 видно, что коэффициент конкордации выше на втором этапе обследования, т.е. в конце учебного года.
Это свидетельствует о том, что показатели успешности обучения детей носят объективный характер и могут быть использованы в качестве критерия информативности развития эмоционально-волевых свойств личности.
Показатели считались информативными, если были взаимосвязаны с критерием на достоверном уровне.
Так как параметры эмоционально-волевых свойств имеют ненормальное распределение, определение взаимосвязи с показателями успеваемости осуществлялось при помощи рангового коэффициента Спирмена.
Взаимосвязь уровня развития эмоционально-волевых свойств с успешностью обучения детей 6 лет представлена в табл. 5.
В связи с более высокими коэффициентами конкордации (W) в конце учебного года, описанные взаимосвязи показателей эмоционально-волевых свойств и успешности обучения производилось по 2-му этапу обследования.
Изучение результатов анализа, характеризующих информативность значений незащищённости, тревожности, недоверия к себе, трудности общения, саморегуляции и самоконтроля показывает, что по данным признакам выявлена высокая взаимосвязь с критерием информативности (Р<0,01). Исключение составляют результаты по незащищённости, тревожности у детей 6 лет, по которым взаимосвязь менее тесно выражена с успешностью обучения (Р<0,05).
Таблица 5 Влияние эмоционально-волевых проявлений на успешность обучения детей 6 лет
|
1 Этап |
2 этап | ||||
|
м |
0,340 |
0,543* | |||
|
Незащищенность | |||||
|
д |
0,322 |
0,622* | |||
|
2 |
Тревожность |
м |
0,464* |
0,612* | |
|
д |
0,405 |
0,574* | |||
|
3 |
Недоверие к себе |
м |
0,388* |
0,354 | |
|
д |
0,364 |
0,388 | |||
|
4 |
Чувство неполноценности |
м |
0,401* | ||
|
Д |
0,399 | ||||
|
5 |
Агрессивность |
м |
0,463* |
0,443* | |
|
Д |
0,346 |
0,361 | |||
|
6 |
Конфликтность |
м |
0,456* | ||
|
Д |
0,438* |
0,398 | |||
|
7 |
Трудности общения |
м |
0,407* |
0,479* | |
|
д |
0,445* |
0,485* | |||
|
8 |
Депрессивность |
м | |||
|
д | |||||
|
9 |
Замкнутость |
м | |||
|
д | |||||
|
10 |
Саморегуляция |
м |
0,489* |
0,524* | |
|
д |
0,503* |
0,622* | |||
|
11 |
Самоконтроль |
м |
-0,335 |
-0,356 | |
|
д |
-0,464* |
-0,408* |
Образование, педагогика, воспитание:
Разработка письменного инструктирования
Письменное инструктирование является одним из методических приемов проведения основной части урока производственного обучения в мастерской. Этот прием позволяет наладить самостоятельную работу учащихся по выполнению учебного задания. Нам известно четыре основных вида документации письменного инстру ...
Старший этап обучения
На старшем этапе обучения можно также воспользоваться приемами работы с аутентичным текстом, которые характерны начальному и среднему этапам. Но весьма важно учитывать особенности именно старшего этапа при подборе необходимых заданий и упражнений. Поскольку главной целью обучения является подготовк ...
Теоретические основы формирования экологической компетентности будущего инженера
В России уровень смертности населения трудоспособных возрастов от несчастных случаев, отравлений и травм, в том числе производственных, в настоящее время соответствует аналогичным показателям столетней давности, почти в 2,5 раза превышает показатели, сложившиеся в развитых странах, и в 1,5 раза ...