Золотая педагогика

Эффективные методы и приемы формирования коммуникативной полноценности речи на материалах ИЗО

Другое о педагогике » Формирование коммуникативной полноценности речи на уроках изобразительного искусства » Эффективные методы и приемы формирования коммуникативной полноценности речи на материалах ИЗО

Страница 2

— Представь и вообрази, что ты сам находишься вместе с поэтом. Расскажи, что ты видишь, чувствуешь.

При анализе стихотворения С. А. Есенина «Черемуха» учитель говорит:

— Представь, что ты сейчас сидишь под черемухой. Что ты видишь вокруг? Расскажи.

— Представь, что ты видишь ручей. Расскажи, какой он.

— Представь, что ты стоишь на поляне, недалеко от черемухи. Опиши, что ты видишь на этой поляне.

В младшем школьном возрасте дети любят рисовать. Иллюстрирование произведений — одно из любимых учениками начальных классов творческих заданий. Чтобы рисунок был выразительным, педагог может прибегнуть к методу словесного рисования.

Учитель просит учащихся в момент тихого чтения стихотворения записать опорные слова для рисунка, задает вопросы:

— Что мы будем изображать, как рисовать, какими красками, что и где будет находиться, какие выделим детали?

Когда установлено, что будут рисовать дети, какими цветами, можно приступить к словесному описанию картины. Текст перечитывается еще раз. Удачен прием, когда учащиеся закрывают глаза и мысленно представляют себе картину, которую будут рисовать. Педагог просит отразить в рисунке настроение, чувства, отношение к изображенному. Затем ученики вместе с учителем коллективно рисуют словесную картину, которую каждый может дополнить своими деталями. Чтобы она была достовернее, ребята еще раз обращаются к тексту. Педагог напоминает детям, что их картина должна соответствовать тексту. Словесную картину рисует и сам учитель, говоря учащимся, что он тоже нарисует картину дома красками — во время урока педагог выступает в роли партнера.

Смысловая логическая работа сочетается с формированием умения образно рассказывать о прочитанном. Развивается внимание к слову, тренируется речевое умение создавать словесные описания.

Творческих заданий на основе прочитанного стихотворения может быть несколько:

1) нарисовать рисунок и сделать подпись к нему словами автора;

2) нарисовать несколько рисунков, если в стихотворении несколько сюжетов;

3) подобрать несколько стихотворений других авторов на одну тему и сделать к ним диафильм;

4) попробовать пропеть стихотворение;

5) попытаться продолжить стихотворение в стихотворной форме;

6) рассказать о содержании своего рисунка или рисунка товарища;

7) выбрать из рисунков наиболее выразительный и объяснить, почему выбран именно этот рисунок;

8) подобрать к стихотворению репродукцию картины, сравнить стихотворение и картину, определить что в них общего и чем они различаются. Например, к стихотворению И. А. Бунина «Листопад» можно предложить картину И. И. Левитана «Золотая осень», к стихотворению А. А. Блока «Ветхая лачужка» — картину К. Ф. Юона «Волшебница зима», к стихотворению С. А. Есенина «Береза» — картину И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» и т. д.

Если ученики любят стихи, то их душа будет открыта красоте мира, они будут тоньше чувствовать, отличать хорошее от плохого.

Кроме того, на уроках развития речи можно, не изменяя существенным образом технологии рассматривания произведений изобразительного искусства, вводить конкретные виды упражнений, направленных на развитие слушания и говорения. Такие упражнения будут наиболее эффективны в конце первого, а также на втором и третьем годах обучения. Некоторые из этих заданий могут использоваться не только для обучения, но и для диагностики уровня сформированности умения слушать и говорить.

Рассмотрим некоторые упражнения, нацеленные на развитие таких видов речевой деятельности, как слушание и говорение, составляющих основу диалогической формы речи.

1. Упражнения, направленные на создание тематического словаря Задание: «Закройте глаза и вспомните что-то очень доброе. Произнесите тихо самое доброе для вас слово. Скажите это слово шепотом соседу». По желанию детей слова произносятся вслух, для всего класса.

Аналогичные задания: «Назовите «зимнее», «праздничное», «морское» слова. Содержание задания может быть связано с темой рассматриваемой картины.

2. Игра «Телефон» Имеет целью не только расширение словаря, но и формирование умения слушать другого человека, запоминать и воспроизводить его речь.

Проводится, как правило, по темам, связанным с изобразительным искусством: «Вспомните свою любимую краску (цвет). Назовите ее тихо соседу. А теперь вслух скажите, какую краску назвал ваш сосед».

3. Упражнение «Назовите по-другому» Учитель просит детей перефразировать его высказывания о картине, по-другому назвав некоторые ее признаки (цвет, освещение, формат, особенности композиции и др.). В помощь детям показываются карточки со словами-синонимами, например: художник — автор картины, живописец; картина — полотно, произведение изобразительного искусства и др.

4. «Маленький учитель» Это упражнение предполагает, что часть парафраза осуществляет не педагог, а кто-либо из учащихся. Обычно это гиперактивный ученик, который стремится высказываться сам, но плохо умеет прислушиваться к высказываниям других. Данное упражнение может быть рекомендовано и для «молчаливых» детей, поскольку, повторяя слова других, ребенок теряет страх перед высказыванием собственного мнения, пользуясь эффектом «разделенной ответственности».

Страницы: 1 2 3 4

Образование, педагогика, воспитание:

Организация учебного процесса в традиционном направлении отечественной методики
Традиционная методика, принимая за лингвистические основы неофилологическую теорию речевой деятельности Л.В. Щербы, предполагает выявление условий и способов организации учебного процесса с позиции функционального социолингвистического подхода, определяемого этой теорией. Неофилологическая теория р ...

Учебно-познавательная деятельность и технология ее организации
Учебно-познавательная деятельность - это специально организуемое самим обучаемым или извне познание с целью овладения богатствами культуры, накопленной человечеством. Ее предметным результатом являются научные знания, умения, навыки, формы поведения и виды деятельности, которыми овладевает обучаемы ...

Общая характеристика речевого развития младших школьников
Как отмечает Р. С. Немов, «с поступлением ребенка в школу в число ведущих наряду с общением и игрой выдвигается учебная деятельность. В развитии детей младшего школьного возраста этой деятельности принадлежит особая роль. Именно она определяет характер других видов деятельности: игровой, трудовой и ...

Навигация по сайту

© 2019 Copyright www.ecsir.ru