5. «Старая фотография» Представляет собой вариант предыдущей игры. Упражнение предназначено для домашней работы. Ребенок вместе с родителями рассматривает имеющиеся дома репродукции картин или старые фотографии. Он выступает в роли «маленького учителя», задавая родителям вопросы и перефразируя их ответы. Это упражнение имеет, помимо всего прочего, серьезное воспитательное значение: ребенок знакомится с историей своей семьи, учится внимательнее вглядываться в лица родных ему людей.
6. «Пять минут молчания» Упражнение, помогающее осуществлять индивидуальный подход к гиперактивным детям, имеющим низкий уровень саморегуляции (а иногда и к молчаливым). Учитель обращается к кому-то из учеников с просьбой: «В течение пяти минут (до моего сигнала) ты молчишь, а затем скажешь, какие основные версии были у твоих одноклассников, были ли в высказываниях повторы».
7. «Повтори так, как сказано» После рассматривания слайда учащимся предлагается следующее задание: «Послушайте высказывания своих одноклассников и мой пересказ (парафраз). Определите, правильно ли я это делаю. А как бы вы повторили слова своего одноклассника?». В данном задании важно, чтобы педагог не всегда точно по смыслу или форме делал парафраз высказываний детей. Это не только привлекает внимание к точности передачи чужих мыслей, но и помогает увидеть, что одна и та же мысль может быть несколько по-разному словесно оформлена.
8. «Повтори самого себя» Этот прием используется учителем в тех случаях, когда высказывание ребенка по тем или иным причинам (нежелание вглядываться в картину, неоправданное фантазирование, интерферирующее воздействие рассмотренного ранее слайда на восприятие следующего) не связано или мало связано с содержанием картины. Перефразируя высказывание ученика, педагог делает вид, что не расслышал или не совсем понял его слова: «Саша увидел . Саша, извини, не мог бы ты повторить, что же ты увидел?». Такой прием дает ребенку возможность исправить собственное высказывание как по содержанию, так и по форме.
9. «Скажи в одном предложении» Прием применяется тогда, когда дети начинают повторять одни и те же высказывания, то есть происходит так называемое «зацикливание». Учащимся предлагается немного помолчать, глядя на картину, а затем сказать о ней самое главное в одном предложении.
10. «Не повторяй другого» Прием используется при «зацикливании» детей на одних и тех же высказываниях. Если ученики слышат повтор одной и той же мысли, то показывают знак предупреждения — открытую ладонь, развернутую в сторону повторяющего.
11. «Заданное начало» Нередко учащиеся затрудняются в высказывании потому, что не знают, как его начать. Для преодоления этого затруднения для всех детей на доске или индивидуально на карточках даются постепенно усложняющиеся варианты начала высказываний: «Я вижу .», «Я заметил .», «Я почувствовал .», «Я думаю .», «У меня есть версия .», «Я предполагаю .», «Я утверждаю .» и т. д.
12. «Ограничение пространства картины» Учитель предлагает ученикам рассмотреть более пристально какую-либо часть картины. Такой прием можно использовать в том случае, если учащиеся не обращают на нее внимания в своих высказываниях. Первый вариант задания: картина полностью открыта, учитель ограничивает пространство картины только с помощью задания: «Рассмотрите правый нижний угол картины . Рассмотрите ее верхнюю часть .».
Второй вариант: часть картины закрыта. Педагог предлагает детям догадаться, что же закрыто. Затем эта часть открывается, и у учеников появляется возможность сравнить увиденное со своим прогнозом. Данный прием может использоваться учителем для того, чтобы привлечь внимание учащихся к какой-либо детали. В то же время это задание может служить диагностикой уровня развития визуального мышления детей .
Третий вариант: закрыта вся картина, кроме центра. Постепенно, в течение всего урока, открывается та или иная часть картины. Высказывания учащихся должны строиться на основе той части, которая появляется перед их глазами. Можно попросить детей начинать свое высказывание с указания того места картины, где находится заинтересовавшая их деталь, например: «В центре картины я вижу .».
13. «Смотрим на картину по-новому» («Новый взгляд») Через 10—12 минут после начала рассматривания слайда учитель просит учеников закрыть глаза и на несколько секунд выключает диапроектор. После включения диапроектора детям задается вопрос: «Что нового вы увидели на этой картине?». Дополнительным условием может быть запрет на повтор того, что было сказано о картине раньше.
14. «Говорю о том, что запомнил» После 12—15 минут рассматривания слайда диапроектор выключается. Дальнейшая беседа строится на основе того, что дети запомнили. Затем слайд вновь рассматривается учениками, и педагог делает заключительный обобщающий парафраз. Такое упражнение помогает детям не только сиюминутно воспринимать имеющееся перед их глазами произведение изобразительного искусства, но и запоминать возникший образ, сохранять его в своей, пока хотя бы кратковременной, памяти.
Образование, педагогика, воспитание:
Система работы воспитателя, направленная на полоролевую социализацию детей
среднего дошкольного возраста
Задача формирующего эксперимента заключалась в том, чтобы путём специально организованных мероприятий положительным образом влиять на культуру общения, поведения, взаимоотношения между мальчиками и девочками. 1. Мы разработали систему работы воспитателя, направленную на полоролевую социализацию дет ...
Проектная методика
Преподавание иностранных языков, являясь составной часть общей системы образования, подчиняется основным тенденциям развития этой системы. Наиболее очевидно это выражается в методах обучения. В последние два десятилетия в образовании формируется такая тенденция, как проективность. Это понятие было ...
Основные периоды психического развития ребенка
В истории детской психологии можно отметить немало попыток создать возрастную периодизацию психического развития ребенка. Оригинальное понимание этой проблемы было разработано в свое время Л.С. Выготским. Во-первых, он справедливо полагал, что периодизацию психического развития необходимо проводить ...