Золотая педагогика

Эффективные методы и приемы формирования коммуникативной полноценности речи на материалах ИЗО

Другое о педагогике » Формирование коммуникативной полноценности речи на уроках изобразительного искусства » Эффективные методы и приемы формирования коммуникативной полноценности речи на материалах ИЗО

Страница 3

5. «Старая фотография» Представляет собой вариант предыдущей игры. Упражнение предназначено для домашней работы. Ребенок вместе с родителями рассматривает имеющиеся дома репродукции картин или старые фотографии. Он выступает в роли «маленького учителя», задавая родителям вопросы и перефразируя их ответы. Это упражнение имеет, помимо всего прочего, серьезное воспитательное значение: ребенок знакомится с историей своей семьи, учится внимательнее вглядываться в лица родных ему людей.

6. «Пять минут молчания» Упражнение, помогающее осуществлять индивидуальный подход к гиперактивным детям, имеющим низкий уровень саморегуляции (а иногда и к молчаливым). Учитель обращается к кому-то из учеников с просьбой: «В течение пяти минут (до моего сигнала) ты молчишь, а затем скажешь, какие основные версии были у твоих одноклассников, были ли в высказываниях повторы».

7. «Повтори так, как сказано» После рассматривания слайда учащимся предлагается следующее задание: «Послушайте высказывания своих одноклассников и мой пересказ (парафраз). Определите, правильно ли я это делаю. А как бы вы повторили слова своего одноклассника?». В данном задании важно, чтобы педагог не всегда точно по смыслу или форме делал парафраз высказываний детей. Это не только привлекает внимание к точности передачи чужих мыслей, но и помогает увидеть, что одна и та же мысль может быть несколько по-разному словесно оформлена.

8. «Повтори самого себя» Этот прием используется учителем в тех случаях, когда высказывание ребенка по тем или иным причинам (нежелание вглядываться в картину, неоправданное фантазирование, интерферирующее воздействие рассмотренного ранее слайда на восприятие следующего) не связано или мало связано с содержанием картины. Перефразируя высказывание ученика, педагог делает вид, что не расслышал или не совсем понял его слова: «Саша увидел . Саша, извини, не мог бы ты повторить, что же ты увидел?». Такой прием дает ребенку возможность исправить собственное высказывание как по содержанию, так и по форме.

9. «Скажи в одном предложении» Прием применяется тогда, когда дети начинают повторять одни и те же высказывания, то есть происходит так называемое «зацикливание». Учащимся предлагается немного помолчать, глядя на картину, а затем сказать о ней самое главное в одном предложении.

10. «Не повторяй другого» Прием используется при «зацикливании» детей на одних и тех же высказываниях. Если ученики слышат повтор одной и той же мысли, то показывают знак предупреждения — открытую ладонь, развернутую в сторону повторяющего.

11. «Заданное начало» Нередко учащиеся затрудняются в высказывании потому, что не знают, как его начать. Для преодоления этого затруднения для всех детей на доске или индивидуально на карточках даются постепенно усложняющиеся варианты начала высказываний: «Я вижу .», «Я заметил .», «Я почувствовал .», «Я думаю .», «У меня есть версия .», «Я предполагаю .», «Я утверждаю .» и т. д.

12. «Ограничение пространства картины» Учитель предлагает ученикам рассмотреть более пристально какую-либо часть картины. Такой прием можно использовать в том случае, если учащиеся не обращают на нее внимания в своих высказываниях. Первый вариант задания: картина полностью открыта, учитель ограничивает пространство картины только с помощью задания: «Рассмотрите правый нижний угол картины . Рассмотрите ее верхнюю часть .».

Второй вариант: часть картины закрыта. Педагог предлагает детям догадаться, что же закрыто. Затем эта часть открывается, и у учеников появляется возможность сравнить увиденное со своим прогнозом. Данный прием может использоваться учителем для того, чтобы привлечь внимание учащихся к какой-либо детали. В то же время это задание может служить диагностикой уровня развития визуального мышления детей .

Третий вариант: закрыта вся картина, кроме центра. Постепенно, в течение всего урока, открывается та или иная часть картины. Высказывания учащихся должны строиться на основе той части, которая появляется перед их глазами. Можно попросить детей начинать свое высказывание с указания того места картины, где находится заинтересовавшая их деталь, например: «В центре картины я вижу .».

13. «Смотрим на картину по-новому» («Новый взгляд») Через 10—12 минут после начала рассматривания слайда учитель просит учеников закрыть глаза и на несколько секунд выключает диапроектор. После включения диапроектора детям задается вопрос: «Что нового вы увидели на этой картине?». Дополнительным условием может быть запрет на повтор того, что было сказано о картине раньше.

14. «Говорю о том, что запомнил» После 12—15 минут рассматривания слайда диапроектор выключается. Дальнейшая беседа строится на основе того, что дети запомнили. Затем слайд вновь рассматривается учениками, и педагог делает заключительный обобщающий парафраз. Такое упражнение помогает детям не только сиюминутно воспринимать имеющееся перед их глазами произведение изобразительного искусства, но и запоминать возникший образ, сохранять его в своей, пока хотя бы кратковременной, памяти.

Страницы: 1 2 3 4

Образование, педагогика, воспитание:

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru