В России наиболее «продвинутые» подходы к определению качества высшего образования демонстрирует Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. Разработанный ими категориальный аппарат в области качества возьмем за основу.
Таблица
Базовые понятия в области качества высшего образования
Понятие |
Определения |
1 |
2 |
Качество высшего образования (в широком смысле) |
Сбалансированное соответствие высшего образования (как результата, как процесса, как образовательной системы) многообразным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам); Системная совокупность иерархически организованных, социально значимых сущностных свойств (характеристик, параметров) высшего образования (как результата, как процесса, как образовательной системы) |
Качество подготовки специалистов с высшим образованием (качество высшего образования в узком смысле) |
Сбалансированное соответствие подготовки специалистов с высшим образованием (как результата и как процесса) многообразным потребностям (государства, общества, личности), целям, требованиям, нормам, стандартам; Системная совокупность иерархически организованных, социально значимых сущностных свойств (характеристик, параметров) подготовки специалистов с высшим образованием (как результата и как процесса) |
Проблемы качества подготовки специалистов с высшим образованием |
Совокупность актуальных теоретических и практических вопросов в сфере качества подготовки специалистов с высшим образованием, имеющих различную природу и требующих своего исследования и решения в целях обеспечения сбалансированного соответствия (в определенном смысле) подготовки специалистов (как результата и как процесса) многообразным потребностям, целям, требованиям, нормам, стандартам |
Системное исследование качества высшего образования |
Исследование, обеспечивающее необходимую (для конкретного этапа общественного и личностного развития) глубину структуризации качества высшего образования как объекта исследования и учет всех существенных (для эффективной организации и управления высшим образованием) его взаимосвязей как внутри системы высшего образования (внутреннее качество), так и вне ее (внешнее качество) |
Нормы качества высшего образования |
Выявленные, признанные и зафиксированные документально системы требований к качеству высшего образования (как результата, как процесса, как образовательной системы), соответствующих потребностям общества и личности в качестве высшего образования определенной структуры и уровня |
Критерии качества высшего образования |
Признаки степени соответствия качества высшего образования (как результата, как процесса, как образовательной системы) установленным нормам, требованиям, эталонам, стандартам |
Оценка качества высшего образования |
Мера качества (числовая и семантическая) высшего образования (как результата, как процесса, как образовательной системы), выражающая собой соотнесенность измерений свойств (допущений, характеристик, параметров, отношений) с базой, которая фиксирует эталонный уровень, норму качества |
Мониторинг качества высшего образования |
Комплексная система наблюдений состояния и изменений, оценки и прогноза по отношению к качеству высшего образования (как результата, как процесса, как образовательной системы, ее внутренних и внешних связей) |
Обеспечение качества высшего образования |
Поддержание качества высшего образования (как результата, как процесса, как образовательной системы) на уровне не ниже установленных норм, требований, стандартов; управление качеством функционирования в системах высшего образования (в соответствии с принципом дуальности организации и управления в сложных системах) под установленные цели функционирования (на жизненном цикле систем высшего образования) |
Управление качеством высшего образования |
Общее определение: Воздействие на процессы становления, обеспечения, поддержания развития (улучшения) качества по отношению ко всем объектам и процессам в высшим образованием (в цепи их жизненных циклов) со стороны «субъекта управления» и организация им обратной связи (контроля, оценки, анализа) в соответствии со сформулированными целями, нормами, стандартами В широком смысле: Управление отношением адекватности (соответствия) высшего образования (как социального института) социальным нормам качества В узком смысле: Управление качеством подготовки специалистов с высшим образованием (как результатом и как процессом) |
Образование, педагогика, воспитание:
Повышение компетентности педагогов в области интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями в массовой школе
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. отмечается: «дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательном ДОУ и школе по месту жительства». По статистическим данны ...
Инновационный процесс и его особенности
Инновационный процесс в сфере образования - это обновление и изменение концепций образования, содержания учебных программ, методов и методик, способов обучения и воспитания. Цель инновационного процесса в образовании - кардинальные изменения сложившихся традиционных элементов образовательной систем ...
Понятие, функции и основные категории дидактики, дидактика высшей школы
По своему происхождению термин «дидактика» восходит к греческому языку, в котором «didaktikos» означает поучающий, а «didasko» - изучающий. Впервые ввел его в научный оборот немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571-1635), в курсе лекций под названием «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучени ...