Золотая педагогика

Использование видеометода в современном учебном процессе

Другое о педагогике » Использование видеометода в учебно-воспитательном процессе » Использование видеометода в современном учебном процессе

В современной школе значительно расширился арсенал средств обучения, повседневно применяемых учителем в учебно-воспитательной работе. Педагогический принцип наглядности обучения требует постоянного совершенствования средств обучения, использования в школе наглядных пособий, соответствующих уровню развития науки и техники. Повышение качества преподавания тесно связано с коренным совершенствованием его методики, что в свою очередь зависит и от применения на уроках учителем видеометода с широким комплексом технических средств обучения.

Содержание и форма видеоматериалов оказывают непосредственное влияние на ход и структуру учебного процесса. Совершенно очевидно, что с включением в урок видеометода меняются формы работы на всех его этапах.

Покажем лишь некоторые возможные варианты использования фильмов (передач) на этапе изложения новой учебной информации: 1) просмотр фильма (передачи) с последующей беседой и решением задач (упражнением); 2) фрагментарный (пошаговый) просмотр (прослушивание) передачи в сочетании с решением задач или выполнением упражнений; 3) просмотр фильма (передачи) в сочетании с демонстрационными экспериментами, лабораторной работой; 4) лекция с включением фрагмента фильма (передачи); 5) телевизионная (кино) экскурсия; 6) просмотр телекинорепортажа из лаборатории учёного, цеха, завода, музея; 7) просмотр фильма (передачи) после установочной беседы со специальным заданием (выделить вопрос, линию, найти обоснование или доказательство гипотезы, рассмотреть проблему и т.п).

Эмоциональный подъём, вызванный фильмом (передачей), побуждает школьников к поиску дополнительных материалов, приобретению новых знаний. Творческие работы по материалам кино, радио- и телепередач отличаются высоким уровнем самостоятельности.

При проверке знаний также широко применяются видеоматериалы. Назовём возможные виды работ на этом этапе урока: 1) коллективный комментарий учебного фильма (передачи); 2) комментирование (индивидуальное или коллективное) немого фильма; 3) составление субтитров для фильма; 4) расцвечивание кадров чёрно-белого фильма (передачи); 5) пересказ содержания внеклассной передачи и изучаемого в классе материала; 6) комментирование параграфа учебника с учётом просмотренного фильма (передачи) и т. п.

Беседа после просмотра фильма должна помочь учащимся выделить главное, «направить» их память, наметить путь переработки информации.

Как мы видим, использование видеометода меняет характер работы учителя в классе на всех этапах урока. Сочетая на уроке фильмы и звукозапись, телепередачу и фильм и т. д., учитель может поставить класс перед новой, необычной задачей, решение которой по-иному группирует известные школьникам явления, заставляет пересмотреть свои оценки, соображения. В этом отношении особенно интересны варианты сопоставления фактов с новой формой их изложения, интерпретацией.

Дальнейшее внедрение видеометода породит, бесспорно, множество новых разнообразных форм работы в классе. Необходимо, однако, учесть одно обстоятельство, что кино, телевидение, радио имеют свой «язык», знать который обязательно для глубокого и точного понимания содержания фильма (передачи). Необходимо учить ребят понимать смысл панорамы, крупного плана, обратного хода времени, двойной экспозиции, некоторые основные законы монтажа и т. п. Не понимая языка экранно-звуковых средств, школьники не смогут связать эмоциональное с логическим, чувственный образ и научную абстракцию, не научатся думать с помощью образов кино и телевидения.

Уроки литературы открывают немало возможностей для обучения, например, языку кино: задания по составлению сценариев или сценарного плана и т. п. Однако такого рода задания должны быть не самоцелью, а определяться учебной задачей – раскрыть особенности данного произведения, стиля писателя и т. п.

Образование, педагогика, воспитание:

Постановка проблемы в психолого-педагогической литературе
Русский историк Н.И. Караев писал: «История есть, между прочим, и история деятельности людей…». Таким образом, автор нацеливал учащихся средней школы на необходимость глубокой проработки знаний о жизни и деятельности исторических личностей. Поскольку наши исследования были посвящены урокам истории ...

Художественная литература как средство воспитания чувства юмора
Если произведение адресовано ребенку, у которого все особенное: восприятие, чувства, память, речь, круг знаний и интересов, объем опыта, то литература должна быть соответствующей: интересной, динамичной и, конечно же, нравственной. Книга, обращенная к детям, должна учитывать их интересы, пристрасти ...

Инновационные процессы в России в конце 20 – начале 21 вв
Современные инновационные процессы в российском образовании обусловлены противоречиями, обострившимися на рубеже 70–80-х годов ХХ в., когда в отечественной школе с очевидностью стали проявляться признаки кризиса и застоя. Эти признаки обнаруживались в спаде интересов школьников к учебе, в упадке шк ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru