Качество контроля результатов предоставленных услуг [25].
Рассматривая указанные факторы в совокупности, нетрудно заметить, что они относятся к той или иной стадии жизненного цикла предоставления любой услуги. Поэтому вопрос о том, что влияет на качество образовательной услуги, сводится фактически к тому, какие стадии жизненного цикла услуги оказывают влияние на ее качество. Другими словами, можно считать необходимым положить в основу процессов управления качеством образования следующую цепочку действий: (а) планирование образовательных услуг → (б) их реализация→(в) проверка результатов→ (г) анализ и необходимая корректировка. Для специалистов в области менеджмента качества эта цепочка хорошо известна в виде так называемого «цикла Деминга» или «цикла PDCA». Это означает, что применительно к высшему и дополнительному профессиональному образованию предлагаемая современными российскими учеными и практиками базисная методология подходов к управлению качеством в целом совпадает с общепринятыми принципами управления качеством.
Технология контроля образовательного процесса
Регуляция процесса осуществляется не только с учетом конечного продукта, но и на основании сведений о процессе получения этого конечного продукта. Такое управление позволяет выделить следующие структурные компоненты:
указание цели управления;
установление исходного состояния – управляемого процесса;
определение программы воздействий, предусматривающей основные переходные состояния процесса;
обеспечение получения информации по определенной системе параметров о состоянии управляемого процесса (обеспечение систематической обратной связи);
обеспечение переработки информации, полученной по каналу обратной связи, выработки корректирующих (регулирующих) воздействий и их реализации.
Применение данной структурной схемы предполагает разработку двух видов программ управления качеством образования: основной и корректирующей (регулирующей). Основная программа составляется на уровне проектирования процесса обучения, с учетом всех его особенностей. Программа регулирования вырабатывается только в ходе процесса обучения на основе анализа данных, получаемых по каналу обратной связи.
Общие принципы диагностирования обученности
Объективность заключается в научном обоснованном содержании диагностических тестов, диагностических процедур, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений.
Принцип систематичности – необходимость проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса от начального восприятия знаний и до их практического применения.
Принцип наглядности (гласности) заключается прежде всего в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям.
Выделяют следующие виды контроля:
предварительное выявление уровня знаний (функция – определение знания важнейших элементов курса, направленное на устранение пробелов);
текущая проверка (тематическая) (функция – способствует упрочнению знаний);
повторная проверка (тематическая) (функция – способствует упрочнению знаний);
периодическая проверка по устному разделу или теме урока (функция – систематизация и обобщение);
итоговая проверка проводиться в конце каждой четверти и по завершению учебного года;
комплексная проверка (функция – диагностирование качества реализации межпредметных связей).
Методы контроля – это способы деятельности педагога и обучающегося, в ходе которой выявляются усвоение учебного материала и овладение обучающимися требуемыми знаниями, умениями и навыками.
Устный опрос – наиболее распространенный метод контроля знаний учащихся.
Образование, педагогика, воспитание:
Понятие мышления
В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако внутренние закономерности, сущность вещей не могут отразиться в нашем сознании непосредственно. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами ...
Методические рекомендации по проведению
практических занятий
Концепция целенаправленного развития у студентов готовности к самообразованию приводит к тому, что самостоятельная деятельность студентов, управляемая и организуемая, тесно смыкается с образованием, которое является составной и закономерной частью целостной ситемы учебно-воспитательной работы. В ра ...
Задачи и содержание обучения связной речи
Программа детского сада, предусматривает обучение диалогической и монологической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить моноло ...