Подвижный образ жизни, который проходил на свежем воздухе и был связан, с традиционными промыслами и перекочевками с места на место в разные сезонные периоды. Все это способствовало сохранению своего здоровья до глубокой старости. Якуты обладали великолепной дальнозоркостью, тонким слухом, они ловки, стремительны, проворны и быстры в ходьбе.
Важной частью национального якутского праздника Ысыах издревле считаются спортивные состязания боотуров, традиционные праздники северных народов также не обходятся без спортивных игр. Победители прославлялись в народе, становились национальными героями, рассказы о них передавались из уст в уста, из поколения в поколение.
Народ Саха в прошлом это воинствующий народ. Поэтому военная подготовка у них занимала особое место в системе целостного физического воспитания. Тем более, что она велась систематически. Военному делу обучались все мужчины, начиная с промыслового возраста. Этот процесс состоял из двух этапов – на первом этапе военное обучение было обязательно для всех мужчин, на втором – военному искусству совершенствовались те, кто хотел стать дружинником. В первую стадию обучения входило 4 достаточно сложных испытаний, которые были связаны с высокой физической подготовленностью испытуемых. Вторая стадия обучения состояла из 5 еще более сложных испытаний. Например, испытуемому завязывали глаза и в него с определенного расстояния стреляли из боевого лука, он должен был увернуться. Были разные позиции испытания, и во всех испытуемому надо было увернуться от пущенных стрел в него, или успеть схватить их. Такая, можно сказать, военно-психофизическая подготовка способствовала тому, что воин в любое время суток и года был готовым физически и психически к любым невзгодам, к внезапным военным действиям, к терпимости боли, не обращать внимания на холод, голод и жажду. Все это не приходило само собой, на это требовалось время, определенные условия и конечно специальная система воспитания и обучения, которая сразу же после рождения ребенка «охватывала его» и не выпускала из своих объятий до самого промыслового возраста.
Особое значение народы Севера придавали национальным играм - как важному фактору физического развития и воспитания. По поводу характера национальных игр В.Б. Шкловский верно заметил: «все люди похожи друг на друга; они одинаково смеются, одинаково плачут. В сходстве игр мы видим сходство человеческих сознаний. Играя в игры разных народов, будем узнавать друг друга».
В представлении народа Саха игры не только развлечение, но и средства физического, нравственного воспитания детей. Другой основой становления и формирования системы традиционных игр и состязаний является устное народное творчество (в основном героический эпос, сказания, сказки). Передаваемый из поколения в поколение эпос является составной частью потенциала зарождения и возникновения игр и состязаний народа Саха. Через игры реализуется самодеятельность детей: детские тайные языки, считалки, жеребьёвки, декламации, хороводы и т. д
В Якутии на основе экономических, социальных и культурных преобразований физическая культура и спорт стали важными факторами всестороннего развития личности. В 70–80-е гг. XX века развивалась национальная борьба хапсагай, популярными являлись состязания, в основе которых были беговые и прыжковые упражнения. Национальные виды спорта наряду с общераспространенными стимулировали развитие массовой физкультуры и спорта высших достижений. В этот период произошли возрождение и становление на современной основе национальных видов спорта народов Якутии.
У якутов распространены такие национальные виды спорта как масс тардысыы, якутские национальные прыжки: кылыы, ыстанга и куобах, хапсагай, а также различные традиционные игры.
Деление на виды спорта в основном сводятся к делению на единоборье и многоборье. К сожалению, большинство национальных упражнений, игр и видов спорта рассчитаны на лиц мужского пола и взрослую часть населения. Однако многие упражнения и игры модернизированы, облегчены и упрощены и с успехом могут применяться среди детей, в том числе и старшего школьного возраста.
Образование, педагогика, воспитание:
Особенности развития речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием
Психолого-педагогический подход к анализу речевых нарушений является приоритетным направлением отечественной логопедии. В рамках этого направления анализируется развитие языка у детей с речевыми нарушениями. Проведенный в 60-х годах лингвистический анализ речевых нарушений у детей, страдающих разны ...
Учебные кинофильмы на уроках
Учебное кино – самое популярное из всех технических средств обучения, применяемое в рамках видеометода. Учебное кино можно с успехом включать в урок в тех случаях, когда необходимо: показать (или смоделировать) явления и процессы (реже предметы), увидеть которые невозможно вообще или без особой тех ...
Особенности проявления интереса дошкольников к познавательной книге
математического содержания и рабочим тетрадям
Интерес детей к познавательной книге изменяется на протяжении всего дошкольного периода. Он зависит от развития восприятия и накопления опыта рассматривания иллюстраций и слушания литературных сюжетов. В данном аспекте исследования в области восприятия дошкольниками литературы (А. В. Запорожец, С. ...