Золотая педагогика

Психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Другое о педагогике » Совместная деятельность семьи и школы как условие преодоления школьных неврозов » Психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Страница 1

Рост требований к личности ребенка, среди которых ранние сроки начала обучения, усложнение образовательных программ определяют необходимость своевременного выявления пограничных состояний интеллектуальной недостаточности современных дошкольников.

Задержка психического развития у детей чаще всего обнаруживается с началом обучения дошкольников старших групп в ДОУ. Следует указать, что психология, дефектология, педагогика выделяют как общие черты, так и характерные для конкретных типов ЗПР у детей дошкольного возраста. Ниже представлен анализ особенностей развития детей 5–6 лет в норме и при патологии.

Возраст 5–7 лет относится к концу периода первого детства. Это второй, после 3 лет (раннее детство), критический период. С одной стороны, он отмечается интенсивным ростом и развитием детского организма, а с другой, – незрелостью, низкой сопротивляемостью к неблагоприятным воздействиям внешней среды. В этом периоде продолжаются морфологическое оформление и функциональное совершенствование всех органов и систем организма.

Интенсивные анатомо-физиологические преобразования нервной системы у детей старшего дошкольного возраста осуществляются в виде дифференцировки нервных клеток, миелинизации нервных волокон, формирования синоптических механизмов.

К 5 – 6 годам соотношение спинного мозга и позвоночного канала становится таким же, как у взрослых, а к 7 годам его тканевая структура приближается к взрослому уровню. К 6 – 7 годам в основном заканчивается структурное развитие коры большого мозга: изменяется топологическое положение, форма и количество борозд, увеличивается количество извилин коры больших полушарий. Самым существенным моментом структурного созревания коры головного мозга в возрасте 5–6 лет является усложнение системы связей по горизонтали как между нейронами близко расположенных ансамблей, так и между областями коры. Изменения претерпевают и межполушарные связи: к 6 – 7 годам формируется мозолистое тело, соединяющее оба полушария. В 7 лет заканчивается созревание ядер продолговатого мозга.

Клетки большинства областей коры становятся близкими по строению клеткам коры взрослого человека к 4 – 7 годам. Но третичные зоны коры большого мозга полностью не сформированы .

По мнению В.В. Лебединского и О.С. Никольской, основными механизмами ЗПР являются нарушение созревания и функциональная недостаточность более молодых и сложных систем мозга. В период от 5 до 7 лет наблюдается активизация ростового процесса (полуростовой скачок): прирост может составлять 7 – 10 см ежегодно.

В 5 лет длина тела мальчиков равна 105–116 см, девочек – 104–114 см, в 6 лет соответственно – 111–121 см, 111–120 см. утверждают, что конечности в это время растут быстрее, чем туловище. Так, к 6–7 годам длина рук увеличивается в 2,5 раза, а длина ног – в 3 раза. Необходимо отметить, что масса тела детей 5–6 лет увеличивается на 2 – 2,5 кг. Так, в 5 лет масса тела мальчиков составляет 17,4 – 22,1 кг, девочек – 16,5 – 20,4 кг, в 6 лет – 19,7 – 24,1 кг и 19,0 – 23,5 кг соответственно.

У детей 4–7 лет интенсивно формируется опорно-двигательный аппарат, увеличивается число точек окостенения. По данны, кости запястья становятся видными ясно к 7 годам. Это говорит о неполной подготовленности руки ребенка к письму. У детей рассматриваемого возраста наблюдается незавершенность строения стопы. К 6 – 7 годам становятся хорошо заметными изгибы позвоночного столба, особенно грудной и шейный, что также отмечается в других исследованиях. Благодаря большой толщине межпозвоночных хрящей у детей обеспечивается большая подвижность позвоночных суставов. Но в связи с несовершенной фиксацией позвоночника, при неадекватной позе, неравномерном развитии мышц правой и левой сторон тела, часто возникают нарушения осанки (лордотические, кифотические, сколиотические). По данным, в возрасте 6–7 лет фронтальный диаметр грудной клетки начинает преобладать над сагиттальным, устанавливаются относительные величины верхней и нижней части грудной клетки, свойственные взрослому. Резко увеличивается наклон ребер. Начинают проявляться типологические особенности телосложения – торакальный тип телосложения (узкая грудная клетка), дигестивный тип телосложения (широкая грудная клетка) и промежуточные варианты. К концу дошкольного периода обхват грудной клетки увеличивается на 2 – 2,5 см ежегодно и в среднем составляет в 5 лет у мальчиков – 56,4 см, у девочек – 55,9 см, в 6 лет соответственно 58,0 см и 57,2 см. В период первого детства продолжается рост всего черепа. К 7 годам в основном заканчивается рост основания черепа в длину, и оно почти достигает такой же величины, как у взрослого.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Образование, педагогика, воспитание:

Структура педагогической деятельности
Педагогическая деятельность имеет те же характеристики, что и любой другой вид человеческой деятельности. Это прежде всего целеположенность, мотивированность, предметность. Специфической характеристикой педагогической деятельности, по Н.В. Кузьминой, является ее продуктивность. Различают пять уровн ...

Активные методы обучения на уроках информатики
Активный метод это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учите ...

Планирование работы классного руководителя
План работы классного руководителя - конкретное отображение предстоящего хода воспитательной работы в ее общих стратегических направлениях и мельчайших деталях. Классный руководитель должен начинать работу над планом в конце предшествующего учебного года, когда становится известным распределение уч ...

Навигация по сайту

© 2020 Copyright www.ecsir.ru