Золотая педагогика

Психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Другое о педагогике » Совместная деятельность семьи и школы как условие преодоления школьных неврозов » Психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Страница 2

Как констатирует ряд авторов, при оценке у дошкольников биологического возраста по соматическим показателям важны соотношения размеров тела, которые характеризуют его форму, а не абсолютные размеры. В период первого детства мышечная ткань продолжает дифференцироваться. Диаметр мышечных волокон у детей с 4 до 7 лет увеличивается в 1,3 раза. Общая масса скелетных мышц по отношению к массе тела составляет примерно 27%. К 7 годам форма мышц из округлой становится продолговатой. У детей особенно интенсивно развиваются мышцы таза и ног, обеспечивающие прямостояние и ходьбу, а затем (с 5 – 7 лет) мышцы рук, которые способствуют овладению навыками продуктивной деятельности [16,10]. Координация мелких мышц кисти становится более тонкой, что совершенствует, в свою очередь, вторую сигнальную систему (речь). Исследователи отмечают, что у дошкольников с ЗПР физическое развитие в основном соответствует паспортному возрасту. Однако при ЗПР конституционального происхождения может иметь место инфантильный тип телосложения.

Также у детей с ЗПР церебрально-органического происхождения в соматическом состоянии могут отмечаться признаки задержки физического развития (недоразвитие мускулатуры, недостаточность мышечного тонуса, задержки роста); общая гипотрофия; различные виды диспластичности телосложения. В.В. Ковалев указывает, что в соматическом статусе детей с психическим инфантилизмом нередко обнаруживаются признаки незрелости, задержка в росте. Данные исследований показали, что у 26% детей с ЗПР физическое развитие ниже среднего, а у 19% – выше среднего. В возрасте 5–7 лет в качестве нормы отмечается избыточный анаболизм, который тесно связан с интенсивностью роста и развития. Как только у ребенка проявляется один из признаков первого вытягивания, основной обмен идет на убыль. Сравнительно высокий уровень энергозатрат обеспечивается у детей более интенсивной работой кардиореспираторной системы.

В период первого детства интенсивно увеличивается объем сердца, его линейные размеры. По данным, до пятилетнего возраста происходит, главным образом, концентрический рост сердца, а после – возрастает емкость полости. Положение сердца изменяется в соответствии с расправлением легких и установлением ребер в косом положении. В 5 лет частота сердечных сокращений (ЧСС) составляет у мальчиков и девочек 98–100 в минуту, а в 6 лет – 90–95 в минуту соответственно. Однако при нагрузке достижение необходимого уровня минутного объема крови у детей осуществляется преимущественно за счет увеличения ЧСС. Это компенсирует относительно небольшую величину систолического объема крови (33,5 мл). Просвет сосудов еще широк, но, рост сосудов в длину отстает от роста сердца, что приводит к их относительной узости и вызывает некоторое повышение артериального давления (в 5 лет 80–100/46–64 мм рт. ст.; в 6 лет – 92–118/50–68 мм рт. ст.). Период первого детства является качественно новым в становлении регуляции кровообращения, так как с 4 лет начинает функционировать региональный принцип кровораспределения. Характерной особенностью периферического кровообращения у дошкольников этого возраста является то, что объемная скорость кровотока, характеризующая интенсивность кровоснабжения и мышц, резко уменьшается от 5 до 7 лет.

В рассматриваемый период отмечаются изменения и в развитии дыхательной системы. Увеличивается объем и масса легких. В связи с изменением формы грудной клетки и активной работой межреберных мышц у детей 7–8 лет выявляются половые отличия в типе дыхания: у девочек преобладает грудной тип дыхания, у мальчиков – брюшной. К концу дошкольного возраста совершенствуется регуляция дыхания, так как тормозится возбудимость дыхательного центра. Все эти структурные изменения оказывают влияние на изменение количественных показателей дыхания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Образование, педагогика, воспитание:

Живописные задачи при работе акварелью на уроке изобразительно искусства
Огромное значение при работе красками имеет развитое чувство цвета, умение видеть не только тональные, но и цветовые отношения. В живописи передаются все цветовые различия, учитывая и разницу цветов по светлоте. Переходы от насыщенного цвета к белому имеют множество промежуточных оттенков. Так, кра ...

Основные функции и признаки проблемного обучения
Основные функции и отличительные признаки (особенности) проблемного обучения были сформулированы М. И. Махмутовым. Он разделяет их на общие и специальные. Общие функции проблемного обучения: · усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности; · развитие интеллекта ...

Практическая деятельность по психофизическому развитию детей В ДОУ
Физическому развитию и здоровью отводятся ведущие позиции, поэтому для создания педагогической оздоровительной системы в любом дошкольном учреждении необходимо придерживаться следующих основных направлений: создать условия для двигательной деятельности, эмоционального, -интеллектуального, социально ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru