Золотая педагогика

Психолого-педагогические условия развития общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста

Другое о педагогике » Психолого-педагогические условия развития общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством игры » Психолого-педагогические условия развития общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста

Страница 1

Дошкольный возраст, по мнению А. Н. Леонтьева, - это период первоначального фактического склада личности. Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. В старшем дошкольном возрасте происходит становление образа "Я" и самооценки, причем в своем формировании самооценка несколько опережает содержательный план образа "Я".

В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания. Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки ("плохой-хороший"), не умея оценить свои собственные. Постепенно эмоциональное отношение и этическая оценка начинает дифференцироваться. Во второй половине дошкольного детства ребенок приобретает способность оценивать и свое поведение, что способствует развитию его произвольного поведения. Среди нравственных мотивов поведения все большее место начинают занимать общественные мотивы – желание сделать что-то для людей, принести им пользу.

Дошкольный возраст — это период, в течение которого происходят колоссальное обогащение и упорядочение чувственного опыта ребенка, овладение специфическими человеческими формами восприятия и мышления, бурное развитие воображения, формирование произвольного внимания и смысловой памяти. Становление психики опосредуется развитием представлений. Представления в этот период жизни у дошкольника фрагментарны, неустойчивы, диффузны, однако они интенсивно развиваются в игровой и продуктивной деятельности.

Восприятие ребенком окружающих людей отражается в его оценочных суждениях. Замечено, что эти суждения изменчивы и крайне неустойчивы. Дошкольник точнее в оценке физических данных, нежели, например, моральных. Однако и те, и другие подвержены влиянию ситуации и сложившихся отношений. Наиболее яркую оценку дети дают тем взрослым, к которым испытывают доверительные отношения и привязанность. Мотивируя свое отношение ко взрослому, старший дошкольник отмечает внешний вид, информированность, умения и нравственные качества.

Восприятие сверстника старшим дошкольником зависит от его социального статуса — чем выше статус, тем выше его оценка. Оценка носит не только ситуативный, но и избирательный характер. Оценивая детей, к которым они проявляют симпатию, дошкольники указывают лишь положительные качества, то есть оценка лишена объективности. Выявлены и некоторые тендерные различия в оценке. При оценке девочек дошкольники (и мальчики, и девочки) отмечают больше положительных качеств, чем отрицательных, и наоборот. Здесь уже сказываются социальные установки и ожидания. Очень важную роль в развитии социальной перцепции играют родители и те взрослые, которые окружают ребенка: бабушки, воспитатели, старшие братья и сестры, которые обращают внимание ребенка на разные стороны поведения и проявлений людей, формируют у детей "эталон" оценки.

Все психические функции развиваются при непосредственном влиянии речи, она стимулирует и углубляет развитие. Развитие речи осуществляется при непосредственном участии взрослого. В дошкольном возрасте процесс овладения основами речи, в основном, завершается. Существенно изменяется словарный объем речи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Образование, педагогика, воспитание:

Общие требования по организации рабочего места учителя
Согласно требованиям ГОСТ 22046-89 мебель для организации рабочего места учителя должна включать: стол с местом для аппаратуры графопроектора и компьютера, тумбу для принтера, стул, классную доску. Современная школа предъявляет к оснащению рабочего места учителя новые требования. Это автоматизирова ...

Значение интереса к урокам физической культуре в повышении активности учащихся на уроке
Интересы учащихся к уроку физической культуры бывают разными. Это и стремление укрепить здоровье, сформировать осанку, это и желание развить двигательные и волевые качества. Интересы мальчиков и девочек различны: девочки чаще всего думают о красивой фигуре, гибкости, изяществе движений и походки, р ...

Условия использования эвристической технологии в образовательном процессе
Анализ психологических исследований по выявлению условий эвристической образовательной деятельности позволил установить три группы личностных качеств ученика, необходимых для её обеспечения: креативные, когнитивные и оргдеятельностные (методологические). Согласно обозначенным выше философским основ ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru