Золотая педагогика

Психолого-педагогические условия развития общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста

Другое о педагогике » Психолого-педагогические условия развития общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством игры » Психолого-педагогические условия развития общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста

Страница 5

Подобную задачу нельзя решить без специальной подготовки. Любой взрослый, будь то профессиональный воспитатель ДОУ или родитель, должен пройти обучение, чтобы, используя педагогический инструментарий, со знанием дела осуществлять обучение детей, исправляя, быть может, существенные отклонения и не привнося новые. Взрослый при этом должен общаться с ребенком в доверительном и доброжелательном тоне, выражая уверенность в том, что этот ребенок не может не вести себя правильно. Поэтому, большое значение необходимо уделять развитию коммуникативной компетентности, умению детей общаться со взрослыми и сверстниками.

Делом большой социальной значимости является культурно-речевое воспитание детей. Как писал известный русский ученый А. М. Пешковский, "там, где дети усиленно учатся говорить, .там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга". И чем раньше начинается речевое обучение ребенка, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями.

Речевое обучение детей предполагает, во-первых, введение в их активный словарь достаточного количества этикетных стереотипов, во-вторых, формирование умения выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь). Однако речь и поведение взаимосвязаны. Освоение ребенком собственно речевых норм осуществляется в единстве с изучением общих правил культурного поведения.

В основе обучения лежит ролевой принцип. Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции (старший -младший, знакомый -незнакомый и др.) и соответственно строить свое речевое поведение, используя необходимые в конкретной ситуации этикетные формулы. Рекомендуемая система обучения привязывает усвоение этикетных формул и других норм поведения к типичным ситуациям общения, важным для дошкольника (дом, детский сад, общественный транспорт, театр и др.). Ролевые позиции общающихся в этих ситуациях определены достаточно четко: мальчик - - мальчик, мальчик — девочка, девочка — девочка, брат — сестра, бабушка — внук, ребенок - взрослый (знакомый или незнакомый). Речевое поведение в каждом случае определено ролевой позицией участника общения, на осознание которой направлены различные ролевые задания и упражнения, в числе ролевые игры: ведь именно в игре коммуникативные способности реализуются естественно и максимально разнообразно. С возрастом круг общения ребенка расширяется, ситуации общения усложняются.

Дети 5—6 лет уже умеют согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносят свои действия с общественными нормами поведения. Всему этому ребенок научается в семье, в детской группе и в общении со взрослыми - педагогами и воспитателями, родителями. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение — тонкий показатель отклонений психического развития.

Развитие общения у старших дошкольников со сверстниками посредством игры относится к важному направлению педагогической работы. Эффективность его развития зависит от условий, обеспечивающих успешность его реализации. Понятие "условие" имеет несколько значений - обстоятельство, требование, установленное правило. В философии категория "условие" означает отношение предмета к окружающим его явлением, без которых он не может существовать. А.М.Новиков, отмечая, что понятие "условие" означает то, от чего зависит нечто другое (обуславливаемое), определяет "педагогические условия" как обстоятельства процесса обучения и воспитания, которые обуславливают достижение ранее поставленных педагогических целей. Следуя такого понимания, в понятие педагогические условия мы включаем специально создаваемые обстоятельства, необходимые для достижения образовательных целей, в данном случае, для успешного развития общения со сверстниками у старших дошкольников посредством игры.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Образование, педагогика, воспитание:

Стиль и результат
Связи стиля и результата сложны и многообразны. Результат зависит от индивидуальных особенностей субъектов, от адекватности индивидуального стиля, его соответствия индивидуальности человека и соответствия стиля условиям и задачам деятельности. Результат зависит от структурированности деятельности с ...

Значение интереса к урокам физической культуре в повышении активности учащихся на уроке
Интересы учащихся к уроку физической культуры бывают разными. Это и стремление укрепить здоровье, сформировать осанку, это и желание развить двигательные и волевые качества. Интересы мальчиков и девочек различны: девочки чаще всего думают о красивой фигуре, гибкости, изяществе движений и походки, р ...

Индивидуальные особенности двигательной активности
Раскрывая закономерности двигательного поведения детей, нельзя не остановиться (хотя бы кратко) на индивидуальных особенностях проявления суточной двигательной активности. Доказано, что на формирование индивидуальных особенностей (способностей, характера, формы поведения, в том числе двигательного) ...

Навигация по сайту

© 2019 Copyright www.ecsir.ru