Подобную задачу нельзя решить без специальной подготовки. Любой взрослый, будь то профессиональный воспитатель ДОУ или родитель, должен пройти обучение, чтобы, используя педагогический инструментарий, со знанием дела осуществлять обучение детей, исправляя, быть может, существенные отклонения и не привнося новые. Взрослый при этом должен общаться с ребенком в доверительном и доброжелательном тоне, выражая уверенность в том, что этот ребенок не может не вести себя правильно. Поэтому, большое значение необходимо уделять развитию коммуникативной компетентности, умению детей общаться со взрослыми и сверстниками.
Делом большой социальной значимости является культурно-речевое воспитание детей. Как писал известный русский ученый А. М. Пешковский, "там, где дети усиленно учатся говорить, .там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга". И чем раньше начинается речевое обучение ребенка, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями.
Речевое обучение детей предполагает, во-первых, введение в их активный словарь достаточного количества этикетных стереотипов, во-вторых, формирование умения выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь). Однако речь и поведение взаимосвязаны. Освоение ребенком собственно речевых норм осуществляется в единстве с изучением общих правил культурного поведения.
В основе обучения лежит ролевой принцип. Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции (старший -младший, знакомый -незнакомый и др.) и соответственно строить свое речевое поведение, используя необходимые в конкретной ситуации этикетные формулы. Рекомендуемая система обучения привязывает усвоение этикетных формул и других норм поведения к типичным ситуациям общения, важным для дошкольника (дом, детский сад, общественный транспорт, театр и др.). Ролевые позиции общающихся в этих ситуациях определены достаточно четко: мальчик - - мальчик, мальчик — девочка, девочка — девочка, брат — сестра, бабушка — внук, ребенок - взрослый (знакомый или незнакомый). Речевое поведение в каждом случае определено ролевой позицией участника общения, на осознание которой направлены различные ролевые задания и упражнения, в числе ролевые игры: ведь именно в игре коммуникативные способности реализуются естественно и максимально разнообразно. С возрастом круг общения ребенка расширяется, ситуации общения усложняются.
Дети 5—6 лет уже умеют согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносят свои действия с общественными нормами поведения. Всему этому ребенок научается в семье, в детской группе и в общении со взрослыми - педагогами и воспитателями, родителями. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение — тонкий показатель отклонений психического развития.
Развитие общения у старших дошкольников со сверстниками посредством игры относится к важному направлению педагогической работы. Эффективность его развития зависит от условий, обеспечивающих успешность его реализации. Понятие "условие" имеет несколько значений - обстоятельство, требование, установленное правило. В философии категория "условие" означает отношение предмета к окружающим его явлением, без которых он не может существовать. А.М.Новиков, отмечая, что понятие "условие" означает то, от чего зависит нечто другое (обуславливаемое), определяет "педагогические условия" как обстоятельства процесса обучения и воспитания, которые обуславливают достижение ранее поставленных педагогических целей. Следуя такого понимания, в понятие педагогические условия мы включаем специально создаваемые обстоятельства, необходимые для достижения образовательных целей, в данном случае, для успешного развития общения со сверстниками у старших дошкольников посредством игры.
Образование, педагогика, воспитание:
Понятие, функции и основные категории дидактики, дидактика высшей школы
По своему происхождению термин «дидактика» восходит к греческому языку, в котором «didaktikos» означает поучающий, а «didasko» - изучающий. Впервые ввел его в научный оборот немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571-1635), в курсе лекций под названием «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучени ...
Экологическое образование как важнейший фактор
нравственного формирования личности
Экологическое образование призвано формировать экологическое мировоззрение, нравственность и культуру личности. Человек появился на определенном этапе совершенствования биосферы, и никогда не потеряет связь с природой, вечно изменчивой, угрожающей, с одной стороны, и дающей убежище от любой опаснос ...
Теория игры. Виды игры
Ведущие зарубежные и отечественные педагоги рассматривают игру как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающего мира; в игре дети обогащают свой чувств ...