Золотая педагогика

Общая характеристика личностно-деятельностного подхода к обучению иностранному языку

Другое о педагогике » Личностно-деятельностный подход в методике обучения иностранным языкам » Общая характеристика личностно-деятельностного подхода к обучению иностранному языку

Страница 4

Структурная организация учебной деятельности, в процессе которой формируется внутренняя структура речевой деятельности, определяет основную категорию методики – «учащийся как субъект учебной деятельности». Эта категория раскрывается вторым принципом личностно-деятельностного подхода к обучению.

Второй принцип – это управление усвоением в учебной деятельности, в процессе которой формируется его субъектная компетенция иноязычной речевой деятельности. Формирование названного вида компетенции означает, что он управляется становлением умений планировать, осуществлять, контролировать речевую деятельность по содержанию и форме, корригируя ее в соответствии с ситуацией общения. Субъектная компетенция иноязычной речевой деятельности осуществляется при организации пяти этапов структуры учебной деятельности, организации содержания языкового материала как предмета речевой деятельности ученика, вызывающего интерес, и организация усвоения, в процессе которого формируются способы речевой деятельности. Целенаправленное усвоение значения языковых категорий (обобщенных знаний) и речевых способов действия с языковыми значениями (обобщенные алгоритмы речевых действий) осуществляется при формировании внутренней структуры речевой деятельности, составляющей содержание субъектной компетенции в средствах, способах, и условиях, отбор языковых средств для организации смыслового содержания высказывания, самоконтроль содержания, и формы его выражения, варьирование, и корригирование средств, и способов выражения смысла в соответствии с условиями речевой деятельности, т.е. ситуацией общения. Формирование субъектной компетенции иноязычной речевой деятельности ученика определено фазами внутренней структуры речевой деятельности, которая реализуется механизмом речи или ВКФ.

Формирование субъектной компетенции иноязычной речевой деятельности осуществляется при условии отбора учебного текста по целенаправленным критериям смысловой структуры и шести планов содержания. Учебный текст является единицей организации языкового материала, т.е. предметно-смысловой опорой формирования речевых умений иноязычной речевой деятельности. Единицы уровней смысловой структуры и содержания учебного текста являются единицами содержания обучения, они представляют собой структурные блоки фразы.

Критериями сформированности умений речевой деятельности выступают показатели текстового высказывания (продукта речевой деятельности): смысловое содержание и объем, в которых объективируются умения владеть языковой системой как средством и речью как способом формирования и формулирования мысли.

Управление процессом усвоения способов речевой деятельности как четвертый принцип, реализующий личностно-деятельностный подход, означает организацию предметного содержания учебного текста как опоры (наглядности), необходимой и достаточной для формирования речевого действия.

Иерархия формируемых действий моделирует интериоризованные умственные действия ВКФ и представляется ученику как система учебных коммуникативных по способам речения, и интеллектуальных по содержанию задач.

Пятый принцип субъектно-субъектного сотрудничества преподавателя и учащихся означает, что формирование субъектной компетенции иноязычной речевой деятельности осуществляется методами обучения, комплементарными методам учения, т.е. способам сознательного формирования индивидуального опыта, на основе третьего типа учения в теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Образование, педагогика, воспитание:

Структура педагогической деятельности
Педагогическая деятельность имеет те же характеристики, что и любой другой вид человеческой деятельности. Это прежде всего целеположенность, мотивированность, предметность. Специфической характеристикой педагогической деятельности, по Н.В. Кузьминой, является ее продуктивность. Различают пять уровн ...

Результаты коррекционно-развивающей работы с умственно отсталыми младшими школьниками
Таблица 1 Состав экспериментальной группы Фамилия, имя Возраст Диагноз ПМПК 1. Будников Женя 10 л. Легкая умственная отсталость вследствие алкоголизма родителей 2. Вырвич Андрей 10 л. Легкая умственная отсталость с нарушенением поведения 3. Дубина Ольга 11 л. Слабоумие вследствие фенилкетонурии 4. ...

Методическая организация грамматического материала в учебных целях
Проблема организации грамматического материала связана с вопросом о единице усвоения. Следует различать понятия «единица усвоения» и «объект усвоения». Так, М.М. Гохлернер считает, что «единицей усвоения должна стать не грамматическая тема, например, «Порядок слов в предложении», а понятие «структу ...

Навигация по сайту

© 2020 Copyright www.ecsir.ru