Структурная организация учебной деятельности, в процессе которой формируется внутренняя структура речевой деятельности, определяет основную категорию методики – «учащийся как субъект учебной деятельности». Эта категория раскрывается вторым принципом личностно-деятельностного подхода к обучению.
Второй принцип – это управление усвоением в учебной деятельности, в процессе которой формируется его субъектная компетенция иноязычной речевой деятельности. Формирование названного вида компетенции означает, что он управляется становлением умений планировать, осуществлять, контролировать речевую деятельность по содержанию и форме, корригируя ее в соответствии с ситуацией общения. Субъектная компетенция иноязычной речевой деятельности осуществляется при организации пяти этапов структуры учебной деятельности, организации содержания языкового материала как предмета речевой деятельности ученика, вызывающего интерес, и организация усвоения, в процессе которого формируются способы речевой деятельности. Целенаправленное усвоение значения языковых категорий (обобщенных знаний) и речевых способов действия с языковыми значениями (обобщенные алгоритмы речевых действий) осуществляется при формировании внутренней структуры речевой деятельности, составляющей содержание субъектной компетенции в средствах, способах, и условиях, отбор языковых средств для организации смыслового содержания высказывания, самоконтроль содержания, и формы его выражения, варьирование, и корригирование средств, и способов выражения смысла в соответствии с условиями речевой деятельности, т.е. ситуацией общения. Формирование субъектной компетенции иноязычной речевой деятельности ученика определено фазами внутренней структуры речевой деятельности, которая реализуется механизмом речи или ВКФ.
Формирование субъектной компетенции иноязычной речевой деятельности осуществляется при условии отбора учебного текста по целенаправленным критериям смысловой структуры и шести планов содержания. Учебный текст является единицей организации языкового материала, т.е. предметно-смысловой опорой формирования речевых умений иноязычной речевой деятельности. Единицы уровней смысловой структуры и содержания учебного текста являются единицами содержания обучения, они представляют собой структурные блоки фразы.
Критериями сформированности умений речевой деятельности выступают показатели текстового высказывания (продукта речевой деятельности): смысловое содержание и объем, в которых объективируются умения владеть языковой системой как средством и речью как способом формирования и формулирования мысли.
Управление процессом усвоения способов речевой деятельности как четвертый принцип, реализующий личностно-деятельностный подход, означает организацию предметного содержания учебного текста как опоры (наглядности), необходимой и достаточной для формирования речевого действия.
Иерархия формируемых действий моделирует интериоризованные умственные действия ВКФ и представляется ученику как система учебных коммуникативных по способам речения, и интеллектуальных по содержанию задач.
Пятый принцип субъектно-субъектного сотрудничества преподавателя и учащихся означает, что формирование субъектной компетенции иноязычной речевой деятельности осуществляется методами обучения, комплементарными методам учения, т.е. способам сознательного формирования индивидуального опыта, на основе третьего типа учения в теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.
Образование, педагогика, воспитание:
Анализ психолого-педагогической литературы
Период с 2 до 3 лет характеризуется интенсивностью физического и психического развития ребенка. При правильно организованной жизнедеятельности ребенка активно происходит развитие движений (И.А. Скворцов 1995; Ф.А. Богомолова, Ю.Ф. Кутафин 1998; Л.Н. Павлова 2000; Б. Спок, 2001; П. Спенсер 2002). Ро ...
Воздействие
подвижных игр с элементами спорта на развитие двигательных способностей детей
дошкольного возраста
Исследования сенсорных систем различной модальности: зрения, слуха, тактильности — показали, что представители игровых видов спорта занимают ведущие места по показателям, характеризующим улучшение функционального состояния сенсорных систем. Игры с элементами спорта отмечаются большим разнообразием ...
Теоретические и методические подходы к понятию "общение" и его
развитию в дошкольном возрасте
Несмотря на многообразие и вариативность исследований, посвященных общению, в настоящее время отсутствует единый подход к определению и характеристике этого феномена. Среди исследователей существуют различные точки зрения на сущность, функцию общения: 1) общение - это коммуникация, коммуникативный ...