Золотая педагогика

Общая характеристика личностно-деятельностного подхода к обучению иностранному языку

Другое о педагогике » Личностно-деятельностный подход в методике обучения иностранным языкам » Общая характеристика личностно-деятельностного подхода к обучению иностранному языку

Страница 2

Целостное психическое личностное развитие осуществляется по трем направлениям, каждое и которых определяет цели обучения иностранному языку. Первое направление развития личности – это формирование познавательной сферы (становление интеллекта, развитие механизмов познания).

Иностранный язык является средством развития интеллектуальных функций учащегося (высшей интегративной вербально-коммуникативной функцией). Посредством этой функции реализуются интеллектуальная, языковая, речевая способности человека, развитие которых средствами дисциплины «иностранный язык» осуществляется при формировании внутреннего речевого механизма учащегося и развития его речевой способности в процессе решения коммуникативных (по способам) и интеллектуальных (по содержанию) учебных задач. Учебная задача является единицей учебной речевой деятельности ученика. Система учебных задач представляет способ организации учебной деятельности при обучении иностранному языку, в процессе их решения усваиваются содержание языковых категорий, речевые способы оперирования языковыми единицами, нормативность речевых способов в зависимости от условий общения, что в совокупности составляет содержание обучения иностранному языку. Иными словами, интеллектуальное развитие как компонент личностного развития учащегося определяет единство и взаимосвязь общей, и конкретной целей обучения иностранному языку. Общая цель – это развитие ВКФ или внутреннего механизма речевой деятельности, которая достигается посредством реализации конкретной цели – «обучение общению в определенных регламентируемых и расширяющихся по программе ситуациях на предусмотренные … программой темы, обеспеченные иноязычными языковыми (лексико-грамматическими) средствами». В свою очередь, конкретная цель обучения достигается посредством развития ВКФ учащегося или формирования его речевого механизма, т.е. – соотнесения языковых категорий с предметной действительностью, обобщения знаний языковых единиц в языковые категории, расширения, дифференциации, уточнения понятий, выражаемых средствами иностранного и родного языков. Иностранный язык выполняет функцию дифференциации понятийно-категориального аппарата учащегося, а также функции: развития дифференциальной слуховой чувствительности ученика, объема его оперативной памяти, вероятностного прогнозирования, умения выявлять языковое правило, т.е., способность обобщения языковых знаний. Иностранный язык выполняет функцию опосредствования высших психических способностей учащегося.

Конкретная цель – обучение общению представляет собой развитие речевой способности учащегося, которая выражается в умении «адекватно самым разнообразным ситуациям общения организовывать свою речевую деятельность в ее продуктивных и рецептивных видах соответствующими каждой конкретной ситуации языковыми средствами и способами». Иностранный язык выполняет функции социализации, приобщения к культурным, историческим ценностям, в чем заключается общеобразовательное значение этой дисциплины, а также является средством речевого иноязычного учебного взаимодействия (общения). Таким образом, осуществляется развитие социальных функций ученика как личности в определенном культурном социуме.

Вышеназванные способности ученика развиваются в процессе решения учебных задач, составляющих его учебную речевую деятельность, означая, что иностранный язык выполняет функцию решения коммуникативных, познавательных и профессиональных задач, и является средством удовлетворения (и развития) коммуникативно-познавательной потребности учащегося. Таким образом, общественно значимая учебная деятельность приобретает смысл для ученика (в терминах А.Н. Леонтьева).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Образование, педагогика, воспитание:

Изображение предметов, животных, птиц
Упражнения состоят из серии последовательных движений и сопровождаются стихами, считалочками, ритм которых соответствует ритму выполняемого упражнения. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой. Нужно добиваться, что ...

Теоретические основы формирования представлений о домашних животных у детей раннего возраста средствами дидактической игры
Свою работу мы начали с анализа психолого-педагогической литературы. Проблеме формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста посвящены труды ряда известных педагогов, ученых. В свете их взглядов мы рассмотрим проблему экологического воспитания, его влияние на становление личн ...

Дидактические игры
Особый вариант педагогического общения представляют дидактические игры, в ходе которых цели обучения достигаются при помощи и посредством решения игровых задач. Управляя процессом игры, преподаватель одновременно и руководит учебно-познавательной деятельностью, и связывает ее с положительным мотива ...

Навигация по сайту

© 2020 Copyright www.ecsir.ru