Золотая педагогика

Общая характеристика личностно-деятельностного подхода к обучению иностранному языку

Другое о педагогике » Личностно-деятельностный подход в методике обучения иностранным языкам » Общая характеристика личностно-деятельностного подхода к обучению иностранному языку

Страница 2

Целостное психическое личностное развитие осуществляется по трем направлениям, каждое и которых определяет цели обучения иностранному языку. Первое направление развития личности – это формирование познавательной сферы (становление интеллекта, развитие механизмов познания).

Иностранный язык является средством развития интеллектуальных функций учащегося (высшей интегративной вербально-коммуникативной функцией). Посредством этой функции реализуются интеллектуальная, языковая, речевая способности человека, развитие которых средствами дисциплины «иностранный язык» осуществляется при формировании внутреннего речевого механизма учащегося и развития его речевой способности в процессе решения коммуникативных (по способам) и интеллектуальных (по содержанию) учебных задач. Учебная задача является единицей учебной речевой деятельности ученика. Система учебных задач представляет способ организации учебной деятельности при обучении иностранному языку, в процессе их решения усваиваются содержание языковых категорий, речевые способы оперирования языковыми единицами, нормативность речевых способов в зависимости от условий общения, что в совокупности составляет содержание обучения иностранному языку. Иными словами, интеллектуальное развитие как компонент личностного развития учащегося определяет единство и взаимосвязь общей, и конкретной целей обучения иностранному языку. Общая цель – это развитие ВКФ или внутреннего механизма речевой деятельности, которая достигается посредством реализации конкретной цели – «обучение общению в определенных регламентируемых и расширяющихся по программе ситуациях на предусмотренные … программой темы, обеспеченные иноязычными языковыми (лексико-грамматическими) средствами». В свою очередь, конкретная цель обучения достигается посредством развития ВКФ учащегося или формирования его речевого механизма, т.е. – соотнесения языковых категорий с предметной действительностью, обобщения знаний языковых единиц в языковые категории, расширения, дифференциации, уточнения понятий, выражаемых средствами иностранного и родного языков. Иностранный язык выполняет функцию дифференциации понятийно-категориального аппарата учащегося, а также функции: развития дифференциальной слуховой чувствительности ученика, объема его оперативной памяти, вероятностного прогнозирования, умения выявлять языковое правило, т.е., способность обобщения языковых знаний. Иностранный язык выполняет функцию опосредствования высших психических способностей учащегося.

Конкретная цель – обучение общению представляет собой развитие речевой способности учащегося, которая выражается в умении «адекватно самым разнообразным ситуациям общения организовывать свою речевую деятельность в ее продуктивных и рецептивных видах соответствующими каждой конкретной ситуации языковыми средствами и способами». Иностранный язык выполняет функции социализации, приобщения к культурным, историческим ценностям, в чем заключается общеобразовательное значение этой дисциплины, а также является средством речевого иноязычного учебного взаимодействия (общения). Таким образом, осуществляется развитие социальных функций ученика как личности в определенном культурном социуме.

Вышеназванные способности ученика развиваются в процессе решения учебных задач, составляющих его учебную речевую деятельность, означая, что иностранный язык выполняет функцию решения коммуникативных, познавательных и профессиональных задач, и является средством удовлетворения (и развития) коммуникативно-познавательной потребности учащегося. Таким образом, общественно значимая учебная деятельность приобретает смысл для ученика (в терминах А.Н. Леонтьева).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Образование, педагогика, воспитание:

Технология развития познавательной активности учащихся на уроках биологии
В качестве примера по выявлению педагогических условий развития познавательной активности учащихся на уроках биологии представлены 2 конспекта урока, проведенных нами в 8 «А» классе лицея №3 города Оренбурга. Нами взяты конспекты именно этих уроков, так как здесь четко прослеживаются педагогические ...

Условия эффективного воспитания детей в национальных традициях
В последнее время воспитание малыша принято рассматривать с точки зрения формирования ценностного отношения к окружающей действительности. Н. Непомнящая к базовым ценностям относит реально-бытовые ценности, ценность игры, ценность отношения к другим, ценность познания и ценность деятельности в широ ...

Дискуссионные методы преподавания происхождения сущности государства и права в современной школе
Большую роль в правовом образовании играют дискуссионные методы. Целесообразно их использовать при обучении праву в старших классах. Дискуссия позволяет развивать самостоятельность школьников, которые высказывают свою точку зрения на проблему. Для проведения дискуссии необходимо сформулировать опре ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru