Золотая педагогика

Общая характеристика личностно-деятельностного подхода к обучению иностранному языку

Другое о педагогике » Личностно-деятельностный подход в методике обучения иностранным языкам » Общая характеристика личностно-деятельностного подхода к обучению иностранному языку

Страница 3

Личностное развитие учащегося по линии формирования психологической структуры и содержания деятельности определяет объект, структуру учебной деятельности и основную категорию методики организации обучения иностранному языку.

Объектом обучения является индивидуальная речевая деятельность ученика, которая формируется при целенаправленном формировании умений владеть речевыми способами формирования и формулирования мысли посредством иноязычных единиц. Иными словами, объект обучения усваивается посредством достижения вышеназванных целей: развития ВКФ ученика, т.е. формирования внутреннего речевого механизма и развития речевой способности. Объект и цель обучения детерминируют структурную организацию учебного процесса как учебной речевой деятельности, основным механизмом которой является развитие и формирование коммуникативно-познавательной потребности через переживания интереса, и развитие потребности улучшения результатов деятельности (потребности достижения).

Формирование внутренней структуры речевой деятельности как индивидуального опыта ученика осуществляется посредством структурной организации его учебной деятельности: развитие названных потребностей в учебной ситуации речевого взаимодействия с преподавателем (первый компонент учебной деятельности), гуманистическое отношение к ученику, создание ситуации интеллектуального затруднения, посредством мыслительной по содержанию, речевой по способам решения, учебной задачи и организации рефлексии учеником собственного уровня знаний, умений, и осознания недостатка в знаниях, способах действия, вызывающего понимание причины затруднения.

В результате рефлексии, ученик осознает цель действия, представленного в форме учебной задачи, принимает учебное задание как средство выхода из состояния интеллектуального затруднения (второй компонент учебной деятельности) и сознательно усваивает способ действия, который является способом решения учебных задач. Решение учебных задач является третьим компонентом учебной деятельности. Четвертый компонент – это контроль преподавателя, переходящий в самоконтроль учащегося, поскольку способ выполнения речевого действия формируется одновременно с самоконтролем по третьему типу учения в теории П.Я. Гальперина. Пятый компонент учебной деятельности составляет оценка, становящаяся внутренней самооценкой умений в силу того, что способ речевого действия контролируется так же, как и усваивается (в процессе решения коммуникативных задач). Учащийся осознает и оценивает успешность решения коммуникативных задач, в которых выявляются показатели сформированности умений речевой деятельности, поскольку эти показатели определяют качество речевого общения. В рецептивных видах это глубина и отчетливость понимания содержания, адекватная самооценка сформированности умений по названным показателям выявляется в условиях формулирования учеником ответного высказывания после прочтения, прослушивания текста, высказывания партнеров, в котором выражается его мнение, суждение и т.д. В высказывании ученика при решении коммуникативной задачи, т.е. в продукте его речевой деятельности, выявляется уровень сформированности умений по показателям объема и содержания, характеризующего его речь, способ речевой деятельности: осмысленность, информативность, связанность, логичность, краткость. Самооценка формируется на основе ответного речевого высказывания партнера.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Образование, педагогика, воспитание:

Цели образования и структурные элементы содержания общего образования
В Концепции модернизации российского образования до 2020 года, исходя из роли образования в развитии российского общества, тенденции мирового развития, определяются, новые социальные требования к системе образования в России. Развивающемуся российскому обществу нужны современно образованные, нравст ...

Опытно-экспериментальная работа по обучению самостоятельному чтению иноязычных художественных текстов учащихся старших классов
Разработанная нами научно-обоснованная модель обучения учащихся самостоятельному чтению художественных текстов лингвострановедческого содержания была апробирована в ходе опытно-экспериментальной работы в 10 классе школы №.28 Основная цель - проверка выдвинутой гипотезы исследования и определение ст ...

История возникновения игр-драматизаций в практике дошкольного образования
В истории развития педагогической мысли игра человеческого общества переплеталась с культовым поведением, магией и религией, была тесно связана со спортом, военными и иными тренировками, а также с искусством. Философы, этнографы, культурологи, психологи, педагоги, социологи разработали ряд положени ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru