Золотая педагогика

Общая характеристика личностно-деятельностного подхода к обучению иностранному языку

Другое о педагогике » Личностно-деятельностный подход в методике обучения иностранным языкам » Общая характеристика личностно-деятельностного подхода к обучению иностранному языку

Страница 1

Личностно-деятельностный подход основывается на системном представлении явлений, содержание которых составляют исследования психологии, психолингвистики и гуманистической педагогики. Психологические основы подхода заложены работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.Я. Гальперина и Д.Б. Эльконина. Лингводидактическими основаниями являются выявленные А.А. Леонтьевым характеристики и операциональная структура речевого действия, его функции в интеллектуальном процессе; внутренний механизм, программирующий порождение, и восприятие речи, впервые в науке открытый Н.И. Жинкиным; структурное представление о языке в исследованиях Н. Хомского. Педагогический компонент подхода основывается на работах гуманистического направления: И.И. Бецкой, П.Ф. Каптерев, Н.И. Пирогов, В.А. Сухомлинский и др.

Систему личностно-деятельностного подхода составляют: представление процессов как деятельности, в трактовке этого понятия в теории А.Н. Леонтьева; концепция сознательного научения П.Я. Гальперина; субъект, определенный С.Л. Рубинштейном, как основная категория гуманитарных наук; личность, как субъект деятельности, формирующаяся в деятельности и в общении с другими людьми, и определяющая характер этой деятельности и общения; и гуманистический принцип отношения к учащемуся, определяющий характер педагогического процесса. Этот принцип отечественной педагогики соотносится с гуманистической психологией, центрированном на ученике обучении в исследованиях А. Маслоу, К. Роджерса и личностно-центрированном теоретическом представлении обучения И.С. Якиманской, Е.В. Бондаревской, В.В. Серикова. Условное разделение компонентов личностно-деятельностного подхода проводится с целью теоретического анализа содержания каждого из них. При организации обучения на его основе, как отмечается И.А. Зимней, «оба его компонента (личностный и деятельностный) неразрывно связаны друг с другом в силу того, что личность выступает субъектом деятельности, которая, в свою очередь, наряду с действием других факторов, например, общением, определяет его личностное развитие».

Личностно-деятельностный подход определяет систему принципов концептуально целостной организации обучения, основными из которых являются следующие: 1) центрированность обучения на личности учащегося; 2) управление учебной деятельностью ученика, в которой он формируется как субъект; 3) организация предметного содержания учебного материала; 4) управление процессом сознательного усвоения способов речевой деятельности; 5) организация обучения как субъектно-субъектного учебного сотрудничества преподавателя и учащегося;

6) осуществление педагогического процесса как равнопартнерского взаимодействия, выражающего гуманистическое отношение к ученику;

7) реализация речевого взаимодействия преподавателя и учащихся в форме педагогического общения и коллективной коммуникативной деятельности как формы внутригруппового учебного сотрудничества.

Реализация системы семи перечисленных принципов в обучении иностранному языку представляет его организацию на основе личностно-деятельностного подхода. Системообразующим является принцип учебного сотрудничества субъектов, выражением которого является этот подход.

Принцип центрированности обучения на личности учащегося раскрывает содержание процесса обучения, как двустороннего, в котором личностные качества развиваются посредством речения учащимися учебных задач (познавательных, исследовательских, преобразующих, проектных), постановкой и решением личностно-значимых для учащегося задач. Этот принцип определяет цели обучения иностранному языку и организационную единицу учебной деятельности. В личностно-центрированном обучении целью является развитие личности учащегося.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Образование, педагогика, воспитание:

Апробация экспериментальной модели влияния личностно-ориентированного подхода на эффективность процесса обучения
Поскольку в определении личностно-ориентированного обучения подчеркивается необходимости учета особенностей его субъектов, то для педагога становится актуальной проблема дифференциации детей. На наш взгляд, дифференциация необходима по следующим причинам: - разные стартовые возможности детей; - раз ...

Влияние игры на формирование элементов учебной деятельности и интеллектуальной подготовки детей
Подготовка к школе органично входит в жизнь ребенка, если взрослые учитывают психологическую специфику дошкольного возраста, не забывая о ведущей роли игры в этом периоде развития личности. Академик А.В.Запорожец писал, что оптимальные педагогические условия для реализации потенциальных возможносте ...

Психолингвистическая основа школьного многоязычия
Слово «полилингвизм» происходит от частички poli, что значит по-латыни «много», «множество», и слова lingua – «язык». Полилингвизм определяется, как способность владеть двумя или более языками. Полилингвист – человек, который может общаться как минимум на трех языках. Различают естественный (бытово ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.ecsir.ru