Золотая педагогика

Формирование устной речи у неслышащих детей

Страница 1

Как сказано выше слышащий ребенок, усваивая устную речь, располагает для этого определенной сенсорной базой (чувствительной основой), позволяющей ему воспринимать речь из вне и контролировать собственное произношение. При этом особо важная роль, как указывалось выше, принадлежит слуховому анализатору. Нарушение слуха у ребенка сужает сенсорную базу, необходимую для овладения устной речью. Однако даже при полной глухоте в распоряжении ребенка остаются зрительный, кожный и двигательный анализаторы. В подавляющем же большинстве случаев неслышащих дети сохраняют остатки слуха, которые при надлежащих условиях могут быть с успехом использованы для овладения устной речью.

Обращаясь к методам формирования устной речи при нарушенном слухе следует рассмотреть их главным образом применительно к неслышащих детям, которые без специального педагогического воздействия оказываются лишенными возможности воспринимать устное слово и обреченных на немоту.

Прежде чем характеризовать методы первоначального обучения устной речи, применяемые в наших школах для неслышащих детей, надо принять в расчет то, что эти методы могут рассматриваться в различных аспектах. Особенность метода может выражаться во взаимоотношении устной речи с другими видами словесной речи, в решении вопроса об аналитическом и синтетическом подходе к формированию устной речи, в принципе отбора материала устной речи, наконец, в определении роли различных анализаторов в качестве сенсорной базы для усвоения неслышащими детьми устной речи.

В современных школах для детей с нарушенным слухом первоначальное обучение устной речи осуществляется в связи с формированием словесной речи, в дактильном ее виде. Такой подход дает возможность детям быстро накопить большой речевой материал, пригодный для целей общения. Синхронное дактилирование и устное проговаривание педагогом слов, а также побуждение детей к их отраженному устно-дактильному воспроизведению способствует привлечению внимания к видимым речевым движениям, к звучанию речи, воспринимаемому с помощью остаточного слуха, содействует активизации речевого аппарата детей, усвоению ими звукового и речедвигательного контура слов.

Все это создает благоприятную почву для последующей систематической и целенаправленной работы по формированию у детей навыков произношения. Основная задача обучения неслышащих детей произношению состоит в том, чтобы достичь его максимальной внятности и членораздельности и тем самым способствовать успешному развитию их устной речи, как способа общения и инструмента мысли. Осуществление этой задачи требует, чтобы путем использования компенсаторных средств обучения у детей выработались необходимые комплексы речевых движений, управляемых на основе слухокинестетического или кинестетического контроля, чтобы эти комплексы закреплялись и автоматизировались в живой речи. В отличие от аналитических методов обучения устной речи (исходящих из фонем или слогов с последующим переходом к словам), а также синтетических (исходящих из целых слов без анализа) принятый в школах метод может быть назван аналитико-синтетическим. При этом методе исходными и основными единицами обучения произношению служат целые слова, фразы.

Подобный подход отвечает диалектическому пониманию взаимоотношения целого и части, анализа и синтеза. Практический эффект этого обучения выражается в одновременном достижении слитного и ритмичного произношения детьми целых слов при достаточно четком воспроизведении составляющих их фонем, что служит важным условием разборчивости речи. Особенность принятого в школах варианта аналитико-синтетического метода состоит с его концентрическом характере, который выражается в своеобразном подходе к формированию у детей произносительной структуры слов.

Страницы: 1 2

Образование, педагогика, воспитание:

Структура педагогической деятельности
Педагогическая деятельность имеет те же характеристики, что и любой другой вид человеческой деятельности. Это прежде всего целеположенность, мотивированность, предметность. Специфической характеристикой педагогической деятельности, по Н.В. Кузьминой, является ее продуктивность. Различают пять уровн ...

Анализ передового педагогического опыта
Мировая педагогическая практика широко использует подвижные игры в процессе совершенствования физических навыков малышей. В Китае, Чехии, Германии, Японии, Финляндии и многих других стран подвижные игры являются одним из основных видов физической активности воспитанников детских садов. В России под ...

Адаптация и социализация детей из семей мигрантов
Основная доля мигрантов, проживающих в городе Лянторе - это граждане иностранных государств ближнего зарубежья, не являющиеся беженцами. В МОУ "ЛСОШ №5" на 2009-2010 учебный год обучается 14 учащихся из семей мигрантов, трое из них слабо владеют русским языком. Слабое знание детьми мигран ...

Навигация по сайту

© 2020 Copyright www.ecsir.ru